kloch4 (kloch4) wrote,
kloch4
kloch4

Categories:

Падение с высоты




Есть в литературе и кинематографии прием – начинать повествование с финальной сцены, а затем уже раскручивать весь сюжет. В этом цикле статей, посвящённом многострадальной судьбе вертолёта Ми-8 в многострадальном Афганистане, поступлю так же – в первой части будет последний аккорд.

Само жизнеописание вертолёта там можно разделить на три этапа:

- Демократического Афганистана (с 1978 года до весны 1992 года).
- Гражданской войны духов между собой, а позднее и с талибами (от начала 1992 года и до октября до 2001 года).
- Оккупационный режим американского империализма (с декабря 2001 года до конца лета 2021 года).



Третий этап тоже разделю на две части – первым делом будет рассказ о финале всей этой истории. Я особо не следил за хронологией событий, но когда углубился в тему, был несколько озадачен – сколько всего накручено. Однако многочисленные публикации в прессе по данному вопросу страдают одним недостатком – за отправную точку берут апрель 2011 года. Это когда был заключен самый первый контракт между Пентагоном и «Рособоронэкспортом» на поставку душманскому войску новых вертолётов Ми-17В-5.
На самом деле сей перфоманс начался за год до этого – в июле 2010 года в Кабуле были выгружены первые аппараты:




Всего тогда до конца года тогда было получено 10 вертолётов, которым были присвоены бортовые номера с 701 по 710:














Фотоснимка 707-го не нашлось.








Нужно отметить, что матрасники отделили данный номерной ряд от имевшихся тогда в наличии машин. Думаю, специально – вертолёты были заказаны в серьёзной комплектации (с погрузочно-разгрузочной рампой, носовым радиолокатором, внешними топливными баками, внутренней лебёдкой и кондиционером):











В связи с тем, что афганские пилоты никогда не монтируют на свои Ми-8/17 балочные держатели пилонов (типа изображают из себя небоевые хеликоптеры), на этих машинах отсутствует возможность их подвески. Вся техника была единой конфигурации и соответственно покрашена в американский пустынный камуфляж. В отличие от предыдущих десятилетий машины были новые и специально изготовлены для данного театра военных действий. Не смог только найти ответ на вопрос – о сторонах данного контракта. Российская Федерация не отразила данную технику в экспортном реестре, первичный получатель товара то же остался инкогнито. Скорее всего, была схема с мутными посредниками, которые не горели желанием прославиться. Сами вертолёты прошли послепродажную подготовку – в них были применено кое-какое оборудование по американским военным стандартам.

За несколько лет до этого похожая техника была закуплена для иракской армии:




Правда, её оснастили по полной боевой программе – электронно-оптическими прицельно-обзорными блоками и комплектом вооружения:




В Афганистане пиндосы и их местные коллаборанты всё-таки были вынуждены вооружить вертолёты:




Следующим актом стало уже официальное приобретение вертолётов. Причём матрасники очень торопились – от потерь парк таял на глазах, а множество контрафактных машин стояло под заборами – россияне ввели эмбарго на их обслуживание. Посему, в срочном порядке были сняты санкции с российских предприятий и уплачен аванс за первую партию из 21-го вертолёта. Интересный момент – за время исполнения контракта пиндосы несколько раз виляли пятой точкой (по научному говоря, нарушали его условия), что каждый раз проводило к необходимости подписания дополнительных соглашений. И уже с новой ценой.
Данная поставка была завершена в очень короткие сроки – к лету 2014 года.
Потери и острая необходимость в технике вынуждали Пентагон вновь унижаться перед Сенатом и Конгрессом. Но, ослеплённые русофобией, американские «представители народных масс» всё рубили на корню. И заставили перевооружить духовскую авиацию на малопригодные типы летательных аппаратов. В качестве примера приведу фото эрзац-заменителя «восьмёрки» с его чудо-салоном:




Или убогий «Линкс» в афганском небе:




В связи с последними событиями и надвигающимся неизбежным коллапсом мертворожленного «Исламского государства Афганистан» каждую неделю всплывают тушки покойных Ми-17-х:




Недавно сами духи озвучили, что у них осталось всего двадцать таких вертолётов:




В заключении продемонстрирую коллекцию (почти всех) афганских вертолётов семейства Ми-8/17 последнего получения. Отмечу несколько нюансов:
От бортов 701-710 есть внешнее отличие – отсутствие «нароста» над левой фюзеляжной дверью. Второй момент – машины после б/н 766 вместо рампы получили обычные створки. С чем это связано – неизвестно, возможно заказ был просто удешевлён.








Номера 714 и 715 пока не сыскались. Борт 716 сфотографирован в Словакии в 2020 году – после ремонта на тамошнем свечном заводике. Отличается написание цифр номера:














































Бортовой 738 пока в поле зрения не попал.









Интересный факт – у этого 742-го есть брат-близнец:




На самом деле это вертолёт-демонстратор казанского завода. Такая погремуха образовалась из его серийного номера – 96742. А то, что он в 2010-2017 годах был покрашен в американские цвета – просто случайное совпадение. Сейчас он выглядит уже по-другому:




Душманские борты:








Снова вертолёт после словацкого ремонта:




Есть у него нюанс – он обвешан израильскими датчиками. Недавно про такие рассказывал .









Третий вертолёт после ремонта у младоевропейцев:




Но никаких новых датчиков на нём не видать.

Снова пробелы – в шестом десятке отсутствуют снимки б/н 754, 756, 758 и 760:














В следующем десятке тоже вакансии:



(на фотографии – польские оккупанты)









768-й уже со створками вместо рампы:




769-й тоже со створками и с израильским комплексом бортовой обороны:




Снова чехарда – у 770-го только створки:




773-й (самый последний вертолёт этого семейства, попавший в Афган) снова с израильской аппаратурой:






Итого

Жаль, конечно – люди старались, делали такие хорошие машины. Всё-таки не ширпотреб одноразовый – авиационную технику делают с расчётом на долгие годы эксплуатации, с плановыми ремонтами, техобслуживанием, заменой расходных материалов и ресурсных запчастей.

А тут суммировалось сразу несколько факторов – природная криворукость ослотрахов, политический тупизм власть предержащих в США и неотвратимый коллапс душманского псевдогосударства, которые ни оставили технике ни единого шанса.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments