kloch4 (kloch4) wrote,
kloch4
kloch4

Category:

Борьба за живучесть. Часть четвёртая, загадочная

В жизнеописании 16-й авиационной бригады (аэродром Броды, Львовская область) оказалось множество белых пятен. Она вся какая-то бессистемная и нелогичная – это касается как Ми-24, так и Ми-8.

Единственным закономерным моментом можно указать, что бортовые номера Ми-8 начинались с «51». Это связано с тем, что на «50» закончились номера штатных машин в калиновском 7-м полку армейской авиации. Скудное же количество исправных вертолётов вынуждало на довоенные учения привлекать одновременно машины из двух частей, на снимке с датой техника стоит вперемешку:




Так, что с отправной точкой определились.


1. Ми-8Мт б/н 51 (заводской номер неизвестен)
В 2009 году красовался в «фирменном» камуфляже (о нём чуть позднее) 16-й бригады:




Уже через год его перекрасили в другие цвета:




Таким он пробыл до января 2013 года и куда-то пропал (очевидно, убыл в Африку):




Более ничего про него неизвестно.


2. Ми-8Мт б/н 52
В новой «фирменной» раскраске появился на люди в августе 2008 года:




Померанчевая хунта тогда в срочном порядке захотела авиационный парад на день незалежалости – по этому случаю несколько вертолётов было перекрашено прямо в ТЭЧ (технико-эксплуатационной части) бригады собственными силами.




Покрутившись в еврорейхе до 2010 года, этот борт тоже убыл в африканские дали.




В 2016 году появился самопально перекрашенный вертолёт с тем же номером:




Предполагаю, что это именно он и есть. Удалось узнать и его заводской номер – 94453. Есть, правда, одна неясность – в 2010 году он был приписан к чернобаевской 11-й авиабригаде.


3. Бортовой номер 53 в бродовской бригаде принадлежал трупику Ми-24Р(ХР), что довольно странно. По этой причине переходим к б/н 54 – ещё одному участнику пресловутого парада-2008:




Учения в 2010 году под Житомиром:




В начале 2013 года засветился снова кустарно перекрашенным:




На войне его не видели. Есть предположение, что именно он появился в 2016 году после капитального ремонта (сначала с б/н 54, а потом 654):




4. Ми-8Мт б/н 55

Возник из ниоткуда в начале 2013 года в оригинальном самопальном камуфляже:




Укропские любители авиации приводят (без всяких подтверждений) его заводской номер – 93088. Но, мне кажется, это другой борт – 93177, который упоминался в 2010 году как неисправный. Машина ранних серий (с прожекторами в подкосах шасси):




Других таких в 16-й бригаде не наблюдалось. Нашёл он свою бесславную кончину на аэродроме в Краматорске в апреле 2014 года:




5. Ми-8Мт б/н 57 (заводской номер 95403)
Третий участник парада в 2008 году:




В таком виде дожил до 2014 года, когда одним из первых прибыл на войну на Донбассе:




Однако, уже в сентябре того же года убыл в капитальный ремонт в Конотоп, откуда вернулся в январе 2015 года:




В апреле 2018 года снова изменился, чтобы убыть в Конго как UNO-865 082832AT MI-8MTV-2:




В сентябре 2020 года подготовлен к возвращению:




6. Ми-8Мт б/н 58 (заводской номер неизвестен)
Четвёртый участник парада-2008:




Про него практически ничего не известно. Последний раз видели летом 2012 года на аэродроме базирования:




7. Ми-8Мт б/н 59 (заводской номер 94019)
Вернулся из Либерии в 2011 году и до начала войны на Донбассе эксплуатировался в молочно-белом камуфляже:




На фронте:




К началу июня был кустарно перекрашен:




А в августе 2014 года совершил неудачную посадку:




8. Ми-8Мт б/н 61 (заводской номер 93883)
На фотографии 2010 года, сделанной по возвращении из Либерии видны следы пребывания машины в Демократической Республике Афганистан в 80-е годы:




В 2011 году за спонсорские средства был перекрашен:




В таком виде явился на войну на Донбассе:




Где стрелковцы слегка обработали его из пулемёта:






Вернулся он в действующую армию только осенью:




Пробыл в таком затрапезном виде до 2016 года и снова исчез – очевидно, изменился до неузнаваемости и убыл в Африку.


9. Ми-8Мт б/н 62 (заводской номер 94239)
Брат-близнец предыдущего подследственного. 2010 год:






Под городом-героем Славянском в 2014 году:




Однако, недолго музыка играла:




10. Ми-8Мт б/н 63 (заводской номер неизвестен)
Замечен в последней ипостаси в еврорейхе в 2012 году:




Таким же беленьким явился на войну:




Но вскоре был кустарно закамуфлирован:




Однако, это ему не помогло – в июне 2014 года был сбит под Славянском:




11. Ми-8Мт б/н 64 (заводской номер 95218)
Прежде, чем попасть в Броды, он был бортом в учебной авиабригаде в Чугуеве, 2008 год:




Зафиксирован в феврале 2009 года в момент перелёта на западэнщину:




Интересный снимок – вертолёты сразу трёх частей армейской авиации на аэродроме Краматорск летом 2014 года (45-й калиновский, 82-й чернобаевкий и 64-й бродовский):




Перевозка недожаренного укропа в полевом госпитале, развёрнутом в селе Розовка Запорожской области, 31 июля 2014 года:




Затем вертолёт внезапно исчез из поля зрения и вновь появился только в сентябре 2015 года в новом обличье:




В декабре того же года был отправлен в Конго как UNO-860 082066AT MI-8MTV:




Там получил оригинальную живопись на колпаки ПЗУ:




Осенью 2018 года вернулся в еврорейх, был кустарно перекрашен и в таком виде дорабатывает остатки ресурса:




12. Ми-8Мт б/н 65 (заводской номер 95236)
Как и многие другие бандеровские вертолёты, в начале 2000-х годов был во всяких мутных арендах:




Откуда в 2006 году вернулся практически «убитым»:




В 2013 году, после капитального ремонта, был отправлен в Конго как UNO-863 083397AT (хотя должен был отправиться в Либерию с погремухой UN-178):




В конце 2017 года вернулся в укропию, где был кустарно перекрашен:






Позднее ему изменили номер на 645:




13. Ми-8Мт б/н 68 (заводской номер 95401)
История его жизни довольно богатая. В декабре 2011 года на севастопольском авиаремонтном заводе:




Оттуда он убыл в Либерию с позывным UN-170 082831AT MI-8MTV-2:




Аккурат к началу войны он вернулся в укропию, где получил штатный бортовой номер:




Практически сразу же был перекрашен:




Постепенно выгорая, эксплуатировался вблизи линии фронта до лета 2016 года:




Затем снова на завод и в Африку, где получил погремуху UNO-864 082831AT MI-8MTV-2. Интересно, что код 082831AT у него не изменился:




В 2020 году вертолёт был возвращён в места постоянной дислокации. Обращу внимание, что бортовые 57 и 68 – это практически братья (заводские номера 95403 и 95401 соответственно) последней советской военной модификации Ми-8МТВ-2. На недавних учениях один из них в перекрашенном виде:




13. Ми-8Мт б/н 73 (заводской номер 93566)
Эта машина не имеет довоенной истории, однако. Появление на свет божий произошло в декабре 2015 года и явно после заводского капитального ремонта:




Борт ранней 35-й серии, но устройства выпуска ложных тепловых целей у него по бокам фюзеляжа – признак того, что проходил капитальный ремонт ещё в СССР. В процессе технического обслуживания:




В сквозной нумерации вертолётов армейской авиации ему был присвоен бортовой номер 653:




14. Ми-8Мт б/н 82
Ещё один выходец из чугуевской учебной авиабригады:




В 2008 году был перекрашен для парада (как резервный борт):




К 2013 году снова был кустарно перекрашен:




И исчез из эфира. Предполагаю, что вскоре стал в Африке UNO-862 082491AT MI-8MTV (заводской номер 95215):




В начале 2017 года вернулся в европку:




А вскоре был перекрашен:






Через пару лет снова был самопально перекрашен и получил трёхзначный бортовой номер 642:




В апреле 2021 года:




15. Ми-8Мт б/н 84 (заводской номер 95217)
Ещё один бывший учебный, попал в кадр на учениях под Житомиром в 2010 году:




В следующий раз засветился в 2013 году в Конго как UNO-861 082493AT MI-8MTV-2:




Вернулся в страну жмеринок в 2017 году и предстал уже перекрашенным:






Где-то в прифронтовой полосе:




16. Про бывший учебный вертолёт (б/н 85 з/н 95216)




Был отдельный рассказ в предыдущей статье .


17. Ми-8Мт з/н 95118 (бортовой номер неизвестен)
Был получен уже во время войны:




В предыдущей жизни имел гражданскую регистрацию UR-DAG:




С 2017 года как-то пропал из поля зрения.


18. Ми-8Мт б/н 68 (заводской номер 95238)
Ещё один сторонний борт. Когда был получен неизвестно, но уже под новым бортовым номером 638 разбился в мае 2019 года:




В принципе, эта вся более-менее достоверно идентифицированная матчасть 16-й бригады армейской авиации. Разумеется, за последние годы было движение техники, машины отправлялись в миссии ООН, проходили капитальные ремонты. Но источники для пополнения заметно поредевших рядов отсутствуют.


Из пока не идентифицированных вертолётов:

Ми-8МТВ-1 б/н 641:




Ми-8Мт б/н 651:





В 2017 году ненадолго мелькнул бывший либерийский борт в кустарно выполненном камуфляже:




А это он в процессе:




В 2020 году в тендерной документации засветился заводской номер 94621. Привязать пока не удалось.



Заключение

Как и во всех других бригадах армейской авиации, в 16-й наблюдается явный некомплект техники, который ещё усугубился боевыми потерями.

Два с половиной звена Ми-8Мт вместо двух штатных эскадрилий – это своеобразный рекорд.
Subscribe

  • Перья ястреба

    Вся эта эпопея с самого начала и до неожиданного завершения сопровождалась скандалами. Планы несколько раз пересматривались, а в конце пути всё было…

  • Падение с высоты. Часть вторая, околокриминальная

    На сей раз временной охват будет шире – почти двадцать лет, с октября 2001 года и по нынешнее время. Именно тогда, под чутким руководством…

  • Падение с высоты

    Есть в литературе и кинематографии прием – начинать повествование с финальной сцены, а затем уже раскручивать весь сюжет. В этом цикле статей,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments