kloch4 (kloch4) wrote,
kloch4
kloch4

Category:

Борьба за живучесть. Часть вторая, нетрадиционная




Нетрадиционная не в смысле половой ориентации. Просто вошло уже в традицию начинать вертолётные статьи с бывшего 7-го полка армейской авиации. На этот раз, однако, есть насущная необходимость отклониться от линии партии.

К барьеру вызывается 11-я бригада армейской авиации (аэродром Чернобаевка под Херсоном).
Отличительная особенность – большие красивые бортовые номера красного цвета.

1. Эта машина выпадает из общей картины – кроме того, что она зелёная (самопально окрашенная), так и ещё единственная в четвёртом десятке:






Видать, она когда-то была головной в какой-то эскадре. Один такой борт (Ми-8Т) сейчас выставлен в экспозиции военной техники в Южноукраинске:




Есть ещё старое фото без легенды:




Интересно, что он тоже успел поучаствовать в кино про СССР:




В таком виде и нелетающим 40-й дожил до 2015 года. Прожекторы в подкосах шасси указывают на ранние серии (30-32):




В 11 бригаде замечено всего три таких борта, заводские номера остальных известны точно. На чехле ПЗУ другого чернобаевского вертолёта мелькнул заводской номер 93261 (скорее всего, чехол был просто позаимствован), так, что есть большая вероятность именно в этом номере.

Ныне же этот борт эксплуатируется в 18-й полтавской авиабригаде под б/н 833:




2. Бортовые номера 80 и 81 почему то не присвоены никому. Так, что следующим предъявляется 82-й (з/н 94462).
Прибыл он из Африки (был в Либерии под бортовым номером UN-178 081426AT) весной 2014 года:




И практически сразу же был отправлен в театр боевых действий на Донбасс. В мае того же года был кустарно перекрашен:




А через год был отправлен на завод в Конотоп, откуда вернулся в январе 2018 года. Бортовой номер ему изменили на 135:




Ранее у этого вертолёта был двойник (более поздних серий – с устройствами выпуска ложных тепловых целей АСО-2В по бокам фюзеляжа), снимки 2011 года:






У нашего же 82-го их не имелось:




3. Бортовой номер 83 (заводской 94033)
Вернулся из Африки в 2011 году и некоторое время носил арктический камуфляж:




В 2012 году был перекрашен для участия в многосерийном телефильме «Мотыльки», где всеми силами выдавал себя за ликвидатора чернобыльской аварии:




Нужно сказать, что кинематографисты оказались редкостными жлобами – краску нанесли поверх старой и очень некачественную. На войну на Донбассе в весной 2014 года он явился в затрапезном виде:




В декабре 2014 года исчез из эфира – был отправлен в ремонт. Ныне он борт 832 в Полтаве:




4. Бортовой номер 84 (заводской 94454)
К 2012 году был кустарно закамуфлирован:




В 2013 году под забором:




Появился на люди в ноябре 2016 года в Конотопе:




Через некоторое время был перекрещён в 138-го:




Но это ему не помогло – ныне он обитает в Полтаве под бортовым номером 834:




5. Бортовой номер 85 (заводской 94546)
Появился в Чернобаевке в 2010 году:




В 2012 году стал напарником 83-го по съёмкам в «Мотыльках»:




Даже изображал разбившийся в 1986 году вертолёт:




(это компьютерная графика, но шкурку взяли от нашего пациента)

2014 год:




Вдохнули в него новую жизнь летом 2016 года:




Недавно ему сменили погремуху на 139:




Нужно заметить, что ранее у него был двойник, причём 53-й серии, 2008 год:




Более подробно о нём чуть позднее.


6. Бортовой номер 86
К сожалению, заводской номер пока точно не установлен - есть подозрения, что 94644. Довоенной информации нём практически нет.




Летом 2014 года был приготовлен к отправке в ремонт:




Засветился на заводском дворе в Конотопе:




Но в Чернобаевку так и не попал – был перекинут на усиление в Новый Калинов, где стал б/н 235:




7. Бортовой номер 87 (заводской 94838)
2009 год, аэродром Чугуев:




Затем снова отправился в гости к неграм (либерийский бортовой номер UN-175 083134AT):




26 апреля 2017 года – уже в еврорейхе и с закрашенными надписями:




Ныне он самопально окрашен и носит б/н 130:





8. Бортовой номер 88
С заводским номером только предположительно. Вертолёт достаточно редкой для укропии 47-й серии, 2010 год:






В 2014 году получил на хвостовую балку полосы быстрого опознавания:




Но на фронт так и не загудел. Теперь (предположительно) о дальнейшей судьбе. 19 декабря 2015 года его притарабанили в Демократическую Республику Конго:




Там он получил обозначение UNO-861 081766AT:




И имя собственное «Марина». Тогда же засветился заводской номер 94702:




5 апреля 2018 года его грузят в Ан-124 на аэродроме Вакисо в Уганде:




В следующий раз он всплыл весной 2019 года уже в контрафактном камуфляже:




И с новым бортовым номером 144:





9. Бортовой номер 89.
Сделаю исключение, это другая модификации вертолёта - Ми-9 (летающий командный пункт):
Последний раз эксплуатировался осенью 2015 года:




Насколько я понимаю, в авиабригадах оставили в штате по паре штук таких машин – типа должны обеспечивать командование соответствующих армейских корпусов.
Чернобаевский носит следы заводского капитального ремонта, как и борт 31 из Винницы:




Второй винницкий – б/н 34 летал ещё в 2018 году:




В Новом Калинове в 2014 году ещё был Ми-9 б/н 66:




В бродовской 16-й авиабригаде тоже имелся весьма запущенный б/н 77:




В 2012 году был ещё б/н 67:




Который позднее перекочевал на базу хранения и утилизации вертолётов:




В 11-й авиабригаде к 2014 году тоже сохранился второй Ми-9 б/н 68, но нелетающий:




10. Бортовой номер 90 (заводской 94237)
В новом облике появился на учениях в 2010 году:




Одним из первых был задействован хунтой после путча 2014 года – на снимке мартовское противостояние с российскими войсками на крымской границе:



(на заднем плане Ми-35М)


В июне того же года был кустарно перекрашен:




В июле попал под раздачу слонов, погиб один из пилотов:




После инцидента исчез на некоторое время и всплыл (после заводского ремонта) уже при эвакуации раненых в феврале 2015 года, город Артёмовск:




Покрутился вблизи линии фронта до 2018 года и снова исчез. Всплыл в Конго в 2019 году под обозначением UNO-861 081828AT, где и находится до настоящего времени.




Правда, уже в списочном составе 18-й авиабригады под б/н 831.



11. Бортовой номер 91 (заводской 95232)
Вертолёт очень путанной судьбы. В 2002 году был сдан в аренду одной поганенькой фирме - АТК (UCA). Известна она тем, что брала в аренду летательные аппараты и нещадной эксплуатацией доводила их до ручки. После чего просто бросала.
Наш подопечный эксплуатировался в Африке под обозначением UR-UWC (снимки 2006 года):






2008 год:




2011 год:




В том же году он попадает на завод «Авиакон» в Конотопе:




И через год убыл в миссию ООН в ДРК как UNO 860 083199AT:




Засветился он в еврорейхе в апреле 2016 года свежеперекрашенным:




А в октябре того же года привёз главаря хунты на фронт:




Февраль 2020 года:





12. Бортовой номер 92
Ещё один пропащий. Несколько раз мелькнул в 2008 году:






В 2010 году на кладбище:




В новейшей истории замечен не был.


13. Бортовой номер 93
Второй из известных чернобаевских бортов 53-й серии, замечен в белом камуфляже в 2010 году:






В 2012 году перекочевал на кладбище:




В 2013 году Севастопольский авиаремонтный завод выиграл тендер на ремонт вертолётов, в котором были обнародованы заводские номера двух машин из 11 бригады – 95353 и 95235 (певый как раз из 53-й серии).
Таким образом, какой-то из этой пары (двойник 85-го или 93-й, оба исчезли после 2012 года) и есть наш подследственный. Аннексия Крыма помешала этим планам и вертолёты были вырваны из грязных лап укропа. В 2015 году был заключен договор на их капитальный ремонт с предназначением для Рогвардии. В итоге им присвоили бортовые номера 154/RF-20465 и 155/RF-20466:






14. Борт 95235 тоже с интересной судьбой. Хоть он формально и числился за 11-й бригадой, но фактически был у пресловутой АТК (UCA). В 2010 году оказался на аэродроме в Запорожье в разукомплектованном виде:




Не всё было гладко и с капитальным ремонтом этих машин в России – выяснилось, что некоторые запасные части к ним уже не производятся!
Дело в том, что разработчик вместе с вертолётостроительными и ремонтными заводами постоянно совершенствовал технику - внедрялись новые элементы конструкции, проводились работы по бюллетеням. В общем, жизнь не стояла на месте.

Укропия же всё это время жила в параллельной реальности – вертолёты ремонтировались по старинной документации, зачастую использовались неавторизованные методы, контрабандные и контрафактные узлы и агрегаты. Короче говоря, технический уровень Ми-8Мт просто остановился на уровне 1991 года. Заключать же с разработчиками техники договоры на авторское сопровождение нацики посчитали излишним.


15. Бортовой номер 94 (заводской 94243). Гроза небес, однако.
В новом облике замечен в Чернобаевке в сентябре 2011 года:






Март 2014 года, Днепропетровск:




Май 2014 года, Краматорск:




Несмотря на 42-ю серию, когда-то носил АСО-2В на фюзеляже:




В июне того же года был перекрашен и получил грозную кликуху:




Август 2016 года:




В декабре 2017 года появился после капитального ремонта и с новым бортовым номером 132:





16. Бортовой номер 95 (заводской 94701)
Довоенное:






В июне 2014 года:




В феврале 2015 года подготовлен к отправке в ремонт:




В апреле 2016 года в обновлённом обличье:




Со временем получил новый бортовой номер. Вроде бы 134:




17. Бортовой номер 96 (заводской 94307)
Засветился беленьким в 2007 году:






2013 год:




Вновь появился на глаза только в 2018 году – в кустарном камуфляже и с новым бортовым номером 133:




2020 год:





18. Бортовой номер 97 (заводской 94563)
2009 год:




2013 год:




С этой машиной какая-то путаница – в реестре указано, что она повреждена в 2011 году. Однако она успешно эксплуатировалась укропом в 2019 году:






Новый бортовой номер у неё стал 140:




В июне 2020 года появилась снова перекрашенной и решила посидеть на прибрежном песке (не фатально):







19. Бортовой номер 98 (заводской 93267)
2007 год:




2013 год:




После ремонта нарисовался в марте 2016 года:




Позднее был переведён в 18-я авиабригаду, где присвоен бортовой номер 830. Фотоснимков, к сожалению, по этому случаю нет.


20. Бортовой номер 99 (заводской 93285)
Брат близнец предыдущего вертолёта. Старое фото 2007 года из Чугуева:




Обновился летом 2017 года:




Ныне плавает как 143-й:





21. Бортовой номер 142 (заводской 95228)
Первый раз попал в кадр летом 2012 года, ещё до отправки в Африку:




В Либерии был как UN-176 MI-8MTV-2 082071AT:






В еврорейхе засветился осенью 2017 года уже перекрашенным:




Ныне числится в 18-й полтавской авиабригаде под бортовым номером 840. Фото, к сожалению, нет.


Неучтёнка

22. В 2010 году за 11-й бригадой числился борт с заводским номером 94453. В 2016 году он появился в Чернобаевке в самопальной расцветке:






Но уже в следующем году оказался в 16-й авиабригаде под бортовым номером 652:




23. В 2013 году в Либерии летал борт UN-172 081772AT MI-8MTV-1:






Это он ещё до отправки в 2012 году в Крыму:




В 2017 году в Чернобаевке засветил свой заводской номер – 94619:




24. Этот будущий африканец UN-173 MI-8MTV в 2011 году:




Он же по возвращении в 2017 году:




25. Ещё в 2010 году один вертолёт 11-й авиабригады (заводской номер 94859) был передан в Севастополь, правда, как 4-я категория.
Информация по нему появилась только в декабре 2014 года, когда он профигурировал в отчёте фирмы ЗАО «Экспертная страховая оценка», которая оценивает имущество перед его утилизацией (на предмет наличия в нём драгметаллов и прочая).
Возможно, имелись ввиду останки машины, которая разбилась в Либерии 31 мая 2008 года:




26. В тендерной документации 2010 года упомянут чернобаевский борт 95298. Никакой более информации по нему нет.


Заключение

Всего нашлось 22 достоверно установленных заводских номера Ми-8Мт.

Несмотря на приведенный внушительный список материальной части и отсутствие боевых потерь на войне, 11-ю бригаду просто выпотрошили – в сухом остатке насчитал всего 12 вертолётов Ми-8Мт (шесть машин ушло в Полтаву, по одной в Броды и Новый Калинов).

Интересна так же ретроспектива существования – с 2007 года её наполняли исключительно машины после африканских миссий (белого цвета), которым стали присваивать красные бортовые номера 8х-9х. Фактически бригаду превратили в отстойник техники, которая дорабатывала остатки ресурса после заграничных вояжей и становилась под забор до следующего ремонта.

Всё изменилось в 2014-2015 годах с началом войны на Донбассе. Нацики принялись лихорадочно восстанавливать матчасть.

Причём подняли практически всё – две африканские миссии (в Либерии и Конго) и боевая обстановка на Восточном фронте заставили работать с полным напряжением сил. Но ресурсов не хватало – продолжилась порочная практика эксплуатации кустарно перекрашенной африканской техники, которая уже выработала ресурс.



Subscribe

  • Несчастливый

    Первоначально планировал включить эту историю в общий рассказ о 16-й бригаде армейской авиации, но, всё-таки, получается слишком объёмно. Первым…

  • Борьба за живучесть. Часть третья, не оптимистичная

    В отличие от 11-й и 16-й авиабригад, где в предвоенные годы имелись только вертолёты Ми-8 и Ми-24, на аэродроме Новый Калинов ещё оставались…

  • Борьба за живучесть

    Эпиграф Эта статья является результатом очень длительного процесса сбора и анализа данных. Приношу благодарность всем энтузиастам авиационного…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments