kloch4 (kloch4) wrote,
kloch4
kloch4

Categories:

Красноклювые

В Рунете это событие прошло практически незамеченным - масштаб его не велик, да и случилось оно на задворках мира. Моим интересом всегда были вертолёты, но, на этот раз в позволю себе высказать некоторые мысли по боевым самолётам, точнее по одной из моделей боевого состава авиации афганских басмачей.
Несколько дней назад нам продемонстрировали четыре совсем новых аэроплана:




Пишут, что уже поставлено 18 таких машин, ещё шесть прибудут уже в феврале 2021 года. Первоначально нам радостно сообщали, что всего их будет 20 единиц (плюс опционально 6), но, очевидно, матрасники были вынуждены скорректировать планы в большую сторону - ибо они уже в ноябре начнут массово покидать негостеприимный Средний Восток, а в следующем году, скорее всего, просто сбегут оттуда.
Душмаское же войско останется один на один с Талибаном - которому то и противопоставить почти нечего. При огромном числе личного состава в их армии практически отсутствуют танки, почти не осталось боевых бронированных машин и артиллерии. Ударная авиация представляет очень ограниченное число летательных аппаратов с очень ограниченными боевыми возможностями (для такого обширного театра военных действий).
Нужно сказать, что в боевых действиях в Афганистане всегда заметную роль играла реактивная ударная авиация - Су-20/22, МиГ-21 и МиГ-23/27, Увы, от неё не осталось и следа.
Посему, что бы хоть как-то замедлить процесс неминуемого поражения, пиндосы будут лезть из кожи вон. Хотя и их возможности очень ограничены. Прежде всего дело в кадровом вопросе - если в первые годы войны с воинственными студентами ставка была на костяк ВВС армии Демократического Афганистана, то в силу возраста и потерь естествееным образом произошла замена на новое поколение:








И если преемственность персонала для Ми-8/17 они были вынуждены поддерживать (этот тип ЛА заменить практически нечем), то пилотов самолётов и боевых вертолётов обучали уже на свои типы. Причём, в количественном и качественном отношении там всё довольно кисло - создать серьёзные ВВС не получилось, резко увеличить и усилить - тоже.
Таким образом, "Супер Тукано", неожиданно для себя, стал основным и единственным типом боевого самолёта ослотраховского войска. Ему же и нести основную нагрузку в следующий полевой сезон (боевые действия в Афганистане ведутся, как правило, с весны до осени). И противостоять ему будут не парамилитари кокаиновых баронов, а достаточно стойкие бойцы, вымотавшие до предела американскую авиацию.
Теперь про сам аэроплан. За годы существования он стал одним из достаточно совершенных самолётов, с участием американских военных фирм оброс дополнительными возможностями по примению высокоточного вооружения:












Но не нужно строить иллюзий - все эти системы работают в самодостаточной военной машине, обладающей хорошими возможностями по обнаружению и опознаванию целей, разведке и доразведке. Сейчас эти функции выполняются силами и средствами интервентов. И, если оптические данные со спутников и разведывательных летательных аппаратов ещё будут какое-то время доступны, то всевозможные спецназы и авианаводчики в скором времени будут выведены - они не смогут действовать на постоянной основе, если за спиной нет баз. Таким образом, действия духовской авиации сведутся к сбросу чугуния с больших высот и работе пулемётами/пушками/НУРСами.

Штатным вооружением "Тукана" является крупнокалиберный пулемёт FN M3M (GAU-21):






На самом деле это не совсем авиационное вооружение - просто модификация древнейшего пехотного "Браунинга". Соответственно и скорострельность не высокая - всего 1100 выстрелов в минуту. Для сравнения: ЯкБ-12,7 - 4000-4500 выстрелов в минуту, ГШ-23 - 3000-4000.

Кроме того, пулемёты сильно разнесены от оси самолёта (за пределы диаметра винта):




Что при их калибре ещё более снижает боевую эффективность.

Более менее выглядит только французская пушка калибром 20 мм в подвешиваемом контейнере NC621:




Недостатки тоже есть - увеличенное лобовое сопротивление, скорострельность 750 выстрелов в минуту и вес в 248 кг - плата за невстраиваемое решение. Боекомплект, правда, солидный - 240 снарядов.
Внутренние топливные баки не внушают оптимизма - если же воевать на больших расстояниях, то неизбежно применение ПТБ:




Что опять же увеличивает лобовое сопротивление и уязвимость самолёта и отбирает две точки внешних подвесок из пяти.

НУРСы в "кошероном" натовском калибре 70 мм:




Только их количество не внушает оптимизма.

Из приятных опций - можно подвесить обзорный электронно-оптический блок и получить оперативного разведчика:




С живучестью у данного аэроплана не очень - кевларовой бронёй прикрыты незначительные части фюзеляжа:




Нужно отметить, что современные газотурбинные штурмовики намного уязвимее их братьев времён Великой Отечественной войны. Тот же "Фокке-Вульф-190" обладал феноменальной живучестью двурядного звездообразного двигателя, большую часть боевой работы он выполнял именно как ударный самолёт. Про бронированный Ил-2 даже и говорить не приходится.

Разумеется, с двумя эскадрильями винтовых штурмовиков на гигантских афганских просторах делать нечего. Излюбленная тактика талибов выматывания авиации очень быстро приведёт к снижению боевой активности духовской авиации. ибо они своими силами до сих пор не научились их обслуживать, всё делается руками частных подрядчиков:






В июле этого года один борт был потерян, причём за штурвалом оказался, согласно туманной формулировке, "пилот из США":




Это фото я выудил из сети для пополнения соответствующего раздела на портале LostArmour, но сразу даже не опознал тип самолёта. Дело в том, что при катапультировании "Тукан" не отстреливает фонарь, а пилоты пробивают его собственными головами. Странное, конечно, для 21-го века техническое решение.




Будет ли поставлен ещё один аппарат взамен разбитого, будет ли создан резерв авиатехники на случай интенсификации боевой действий - эти вопросы пока без ответа. С учётом близорукости и недальновидности нынешних политических и армейских верхушек это вопрос чисто риторический. Ибо сейчас не 1973 год и быстро перекрасить на "Фантомах" пятиконечные звёзды на шестиконечные, что бы спасти погибающего союзника - такого уже не будет.

Молочные братья афганских духов - укропы, тоже мриют про обновление парка военных самолётов. Их мрии, правда, больше про Ф-16, на крайний случай про "Гриппен". Но раздаются робкие голоса и о "красноклювом".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments