kloch4 (kloch4) wrote,
kloch4
kloch4

Category:

Ми-24 ВВС Кот-д'Ивуара

(авторский перевод статьи с примечанием и несколько расширенным иллюстративным материалом).




18 марта 2020 года вертолет Ми-24 военно-воздушных сил Кот-д'Ивуара (FACI) потерпел крушение сразу после взлета из аэропорта столицы страны Абиджана. На фотографиях, найденных в социальных сетях, бортовой номер выглядел как TU-VHO. Очень быстро появилась реакция, что это должен быть TU-VHQ, потому что вертолет на фотографии был Ми-24Д, а не Ми-24В (как в каталоге журнала Scramble).



Тем не менее, по результатам поиска в Интернете журналисты Scramble Питер Вайнерт и Джулиан Гриффит-Джонс пришли к следующим выводам:

Кот-д'Ивуар получил пять Ми-24, из которых два модели «Д» были поставлены Болгарией (бывшие б/н 124 и 126, заводские номера соответственно 730207 и 150292) примерно в апреле 2003 года.
Два другие были модели Ми-24В и были поставлены Белоруссией в декабре 2002 года. Последним был Ми-24П или Ми-24ВП (тут журналисты ошибаются: «ВП» им почудился на фотографии очень низкого качества – прим. переводчика):




который был доставлен в конце 2002 года из неизвестного пункта назначения зарегистрированной на Кипре брокерской фирмой «Dignia Co. Ltd», управляемой из Израиля. Фотографии пятой машины были найдены в 2004 году, незадолго до того, как французские военные уничтожили в Кот-д'Ивуаре вертолёты Ми-24 и штурмовики Су-25.

Предположительно, это был бывший ангольский Ми-24П. Этот борт имел обозначение TU-VHS, и его фотографии, сделанные сразу после набега французов 4 ноября 2004 года, можно найти в Интернете:




На нём видна часть хвостовой балки с серийным номером H-3xx и с надписью TU-VHS на законцовке балки. Все остальные Ми-24 Кот-д'Ивуара имели большие бортовые номера на самой хвостовой балке.
В результате налета французских военных все Ми-24 были уничтожены или серьезно повреждены. Благодаря отчетам инспекций Организации Объединенных Наций (ООН), сделанным после 2004 года, фотографиям в Facebook и отчетам очевидцев, журнал Scramble получил довольно полный обзор того, что случилось с вертолётами до апреля 2015 года:

TU-VHL (Ми-24В) - уничтожен в аэропорту Ямусукро 6 ноября 2004 года.
(в комментариях к статье, правда, предполагается, что он был потерян в катастрофе 23 ноября 2002 года – прим. переводчика).
TU-VHO (Ми-24В) - поврежден 6 ноября 2004 года, с тех пор хранится в Абиджане.
TU-VHQ (Ми-24Д) - поврежден 6 ноября 2004 года, с тех пор хранится в Абиджане.
TU-VHR (Ми-24Д) - поврежден 6 ноября 2004 года, с тех пор хранится в Абиджане.
TU-VHS (Ми-24П) уничтожен в аэропорту Ямусукро 6 ноября 2004 г.




В мае 2017 года на сканере прозвучали новые позывные Ми-24 с использованием их бортовых номеров. Этот инцидент идентификации случился во время учебных полетов в аэропорту Абиджана. Мы знаем, что три Ми-24 были доставлены 23 и 25 мая 2017 года в аэропорт Абиджана. По фотографиям, найденным в Facebook и по использованным позывным, было установлено, что эти Ми-24 имели обозначение TU-VHO, TU-VHR и TU-VHS.




Дальнейшее изучение найденных фотографий показывает, что все три – модификации Ми-24Д. Вначале предполагалось, что старые фюзеляжи были отремонтированы, но это оказалось невозможным для TU-VHS и весьма сомнительным для TU-VHO, поэтому эти два должны быть «новыми» вертолетами. В Facebook было найдено много фотографий болгарского обслуживающего персонала в Абиджане, работающего над «новыми» Ми-24, так что это уже говорит о том, что они были доставлены из Болгарии. Наконец, были найдены изображения Ми-24 в ангаре в Софии (Болгария) как раз перед доставкой, в комплекте с бортовым номером и рисунком акульей пасти.




Больше информации было обнаружено в статье на Facebook на странице «Это Болгария» от 13 мая 2015 года, которая убедительно указывает на то, что Болгария поставила «новые» вертолеты. В прошлом большое количество их бывших Ми-24Д хранилось в Стара Загора (Болгария). Четыре из них были проданы фирме LETEC в Софии. Это бортовые номера 110, 115, 116 (продан Мали под обозначением TZ-415) и 121 (последний также упоминается как капитально отремонтированный в Софии в упомянутой статье на Facebook). Все это объясняет, почему TU-VHO вдруг «изменился» с Ми-24В на Ми-24Д, и поэтому мы уверены, что он именно тот TU-VHO, который разбился 18 марта 2020 года. TU-VHQ никогда не был замечен или услышан на сканере после апреля 2015 года.

Итак, для трех новых Ми-24Д в базе журнала Scramble есть следующее:

TU-VHO Ми-24Д, - прибыл в мае 2017 года, разбился 18 марта 2020 года.
TU-VHR Ми-24Д, - прибыл в мае 2017 года, разбился 27 ноября 2019 года, останки находятся в Абиджане в ангаре.
TU-VHS Ми-24Д, - прибыл в мае 2017 года, эксплуатируется в эскадрилье «Мамба».

Как написано выше, первые Ми-24В были поставлены Белоруссией в 2002 году. Однако эти вертолёты не были из её собственного парка, по крайней мере, TU-VHL.




Нам известна фотография TU-VHL, сделанная в 2004 году, незадолго до начала волнений в Кот-д'Ивуаре. На этом изображении отчетливо виден выцветший круг, большая звезда в круге, которую Ангола использовала до 1980-х годов.




И снова, как и в случае с изображениями Ми-24П, мы имеем связь с Анголой. На одном из этих изображений, сделанных перед отелем "Ивуар" в Абиджане в 2004 году:




на хвостовой балке виден серийный номер H-3(6)9 (6 читается с трудом). Это также единственный Ми-24 в Кот-д'Ивуаре, на котором установлена система постановки помех «Липа».

Если у кого-то есть дополнительная информация по этому вопросу, пожалуйста, сообщите нам, а также любую информация о трёх Ми-24, которые были проданы LETEC София, очень приветствуется.



Примечание от переводчика

1. В принципе, фактологическая часть у Scramble верная, но все допущения в статье «хромают». Странно, конечно, про болгарский след в Кот-д'Ивуаре известно уже давно.

Парад а Абиджане 8 августа 2018 года:




2. Нужно отметить, что перед поставкой в Африку эти Ми-24Д были несколько доработаны – кроме того, что с них демонтировали станцию наведения противотанковых ракет «Радуга-Ф» (ныне абсолютно бесполезную), в обтекатель антенны был установлен лазерный формирователь метки ночного прицела:




В отличие доработок Ми-24 для Судана и Экваториальной Гвинеи , электронно-оптического обзорного блока они не получили.

3. Борт TU-VHL не был замечен 6 ноября 2004 года и позднее на аэродроме Ямасукро – скорее всего именно он был потерян в 2002 году.

4. В комментарии к статье было выложено фото бывшего ангольского борта, сделанное 30 июня 2004 года, где хорошо виден старый бортовой номер «H-385»:




Теперь стоит разобраться, что это конкретно за машина.
Ангола получила от СССР очень значительное количество «крокодилов» - по 12 единиц Ми-25 в 1983 и 1984 годах, и по 12 единиц Ми-35 в 1987 и 1988 годах. Однако в стране шла антиимпериалистическая война, в которой по полной программе была задействована ударная авиация. А значит, что были потери и сильный износ боевой техники. По сообщению очевидцев только в одной операции по деблокированию окружённых частей ангольской армии было потеряно четыре Ми-24-х и два Ми-8.

Аварийный Ми-25 в 1985 году:




К тому же, в «святые» 90-е годы военная авиация Анголы фактически лишилась фирменной поддержки. Как результат:




Ещё нужно обратить внимание на конструктивные особенности ангольских Ми-35:






Их отличает, кроме камуфляжа, наличие «рогов» системы оповещения СПО-15 «Берёза» и расположение устройств выпуска ложных тепловых целей по бокам камуфляжа. Ничего подобного на вертолётах в Кот-д'Ивуаре нет.

Таким образом, актуальными остаются только более «свежие» поставки авиатехники.
Из укропии было получено:

1996 год – 2 единицы Ми-24В (некоторые источники утверждают, правда, что это были «Д»);
1999 год – 3 единицы Ми-24П (в оригинале отчёта написано Mi-35P (Mi24);
Заводские номера: 3532433318311, 3532434420747 и 3532434420921.
2001 год - 2 единицы Ми-24В;
Заводские номера: 3532421420297 и 3532421420329.

В 1999 году машины были окрашены в достаточно оригинальный камуфляж конотопского авиаремонтного завода:






В 2001 году был уже другой рисунок, близкий к современному.

В отчётах же Российской Федерации по экспорту вооружений (в данном случае в Анголу) 2000, 2001 и 2002 годов лаконично указано: ударный вертолёт – 2 единицы.

Про машины 2001 года известно, что они экспортной модификации Ми-35П и вновь изготовлены на «Роствертоле» (заводские номера 067356 и 067357). Таким образом, они не могли попасть в Кот-д'Ивуар – их реэкспорт был запрещён сертификатом конечного пользователя.

Теперь посмотрим два снимка, сделанные на аэродроме в столице Анголы Луанде в 2007 году:






На переднем плане каждого из них Ми-24П, причём в российском экспортном камуфляже (такой был при поставках в Судан в те же годы). На заднем плане видны бывшие укропские борты (в ярко жёлто-зелёном и двухцветном зелёном камуфляже).

Ми-24П российской поставки:




Бывший укропский Ми-24В:




Таким образом, можно заключить, что в Кот-д'Ивуар попал именно вертолёт российского происхождения.
Фото подписано как «Mi-24P (TU-VHS) photographed in 2004 in front of hotel Ivoiré in Abidjan»:




Postsciptum

Не даром авиаторы утверждают, что нельзя присваивать бортовые номера потерянных бортов другой авиатехнике. В Кот-д'Ивуаре это проигнорировали и результат налицо.

Второй момент – в Африке авиационная техника убывает с огромной скоростью. Из восьми полученных Кот-д'Ивуаром вертолётов Ми-24 к настоящему времени остался всего один, вот этот:


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments