kloch4 (kloch4) wrote,
kloch4
kloch4

Category:

Первая жертва




Эпиграф

Армия, имеющая боевые вертолёты (ударные и транспортно-десантные) обладает огромными преимуществами. По этому во всём мире внимательно следят, что там происходит у потенциальных партнёров/противников в этом направлении.

Не стала исключением и война на Донбассе – специалисты и энтузиасты самое пристальное внимание обратили сначала на военные приготовления евронацистов, а затем и на характер действий их ударной авиации.



Нужно сказать, что весной 2014 года хунтовийсько выставило не так уж много боевых вертолётов – все, что были к тому времени исправны и которые удалось быстро «оживить». Однако, «блицкриг» не удался, боевые действия стали затягиваться и охватили достаточно большую территорию.

В этот момент начался второй этап – в бой была кинута авиатехника второй очереди, для восстановления которой потребовались уже большие ресурсы. По всему миру разъехались эмиссары еврохунты с чемоданами наличмана – скупать запасные части к вертолётам и самолётам.

Третий этап начался в сентябре 2014 года – с фактического запрета на полёты бандеровской авиации вблизи фронта. Но в тылу активно началась работа по восстановлению парка боевых машин не только силами частей, но и с участием авиаремонтных заводов.

Четвёртый этап случился весной 2019 года. Правда, пока только с одним типом летательного аппарата - он одним из первых прибыл на войну, но и первым с неё убрался. Разумеется, речь идёт о вертолёте Ми-24. Именно с этого момента все машины встали на прикол (за исключением четырёх, находящихся в африканской стране Конго в составе миротворческого контингента ООН). В принципе, этот факт уже не секрет, но целый год воздержания означает полное и окончательное увядание ударной вертолётной авиации укропской армии. Всё достаточно закономерно и в ранних статьях на это уже указывал.


Предпосылки


Вернуться к данной теме стало возможным благодаря спутниковому сервису «Гугл-планета Земля». Он, правда, с некоторым опозданием, обновил снимки ключевых аэродромов, причём практически на один период – март 2019 года или около того. Это дало возможность оценить общий количественный состав авиатехники, уже прикованной к земле жизненными обстоятельствами.
Таким образом, нынешний обзор будет несколько расширенным – буду описывать жизненный путь КАЖДОЙ машины. В связи с этим объём материала будет достаточно большим и он будет рассмотрен в нескольких частях.


Традиции


Согласно сложившейся практике первым на арену цирка будет вызван 7-й отдельный полк армейской авиации, что базируется поблизости от городка Новый Калинов Самборского района Львовской области. За время войны нацики успели переименовать его в 12-ю авиабригаду, но все эти телодвижения от лукавого – боевой техники в полку не прибавилось, а даже наоборот.

Нужно сказать, что жертвой информационной войны стали бортовые номера на авиатехнике – укроп стал их прятать, менять на ходу, а на капитально отремонтированные машины вообще не наносить. Это несколько усложнило задачу, но мы не ищем лёгких путей.

На это раз позволю себе не публиковать спутниковые снимки – для неопытного человека они малоинформативны, а я уже как Полиграф Полиграфыч – намётанным глазом нахожу кош… нужные вертолёты.

Вторым традиционным решением будет принцип рассмотрения по возрастанию известных бортовых номеров.

По мере возможности буду приводить и заводские номера вертолётов. Расшифровываются они следующим образом:

353 ххх уу zzzzz
Где 353 – код изготовителя (завод №116, г. Арсеньев Приморского края);
ххх – код изделия:
243 - Ми-24П;
201 – Ми-24К;
462 – Ми-24Р(ХР);
258 – Ми-24ВП.
уу – номер квартала и последняя цифра года выпуска;
zzzzz – заводской номер (первые две цифры номер серии, три последние – номер изделия в серии).


1. Ми-24П б/н 01 (ранее 181). Заводской номер 3532433420357:




Машина в самопальном камуфляже поверх белого ООН-овского цвета, вернулась из Либерии не позднее апреля 2009 года:




В 2011 году был продлён самодеятельным решением ресурс – ибо «живых» геликоптеров к тому времени в полку почти не осталось. Одним из первых прибыл на Донбасс, но пробыл не долго – в июле 2014 года уже исчез из фронтовых фотосессий.




Скорее всего, стал номером 201 («2» - это шифр уже 12-й авиабригады):




2. Ми-24П б/н 02 (ранее либерийский 182-й). Заводской номер 3532433420724:




В перекрашенном после Африки виде был зафиксирован весной 2010 года. В июне 2014 года был сфотографирован в ТЭЧ (технико-эксплуатационной части), где разбирался для траспортировки:




На фронте его не видели, скорее всего, попал в капитальный ремонт и изменился до неузнаваемости.


3. Ми-24П б/н 03 (ранее либерийский 183-й). Заводской номер, к сожалению, до сих пор не выяснен.




В фирменном камуфляже 7-го полка засветился ещё в 2007 году:




На фронте он пробыл недолго – примерно в октябре 2014 года убыл (скорее всего на конотопский авиаремонтный завод).


4. Ми-24П б/н 04
Единственное фото с «кладбища» датируется 2017 годом. Более про него ничего неизвестно:




5. Ми-24П б/н 05 (ранее либерийский 180-й). Заводской номер 3532433420346:




Попал в кадр в Либерии в мае 2007 года:




Покрутился он на Донбассе недолго и в середине лета 2014 года исчез в неизвестном направлении.

Возможно, стал уже «205»:




6. Бортовой номер 06 в полку был очень давно да ещё и с красными цифрами:




Полагаю, что после заводского ремонта он попал в 11-ю авиабригаду, о чём напишу в соответствующей части.


7. Ми-24П б/н 07. Заводской номер 3532431824892.




Побывал, как минимум, в двух африканских миссиях. В последний раз вернулся оттуда в декабре 2012 года. Одним из первых был отправлен на Донбасс, где пробыл совсем недолго – до середины лета 2014 года. Крайний раз был замечен в Калинове в 2017 году в самопальном камуфляже, что указывает, что капитально более не ремонтировался:




8. Ми-24ВП б/н 08. Заводской номер 3532584910258.
К сожалению, ни одного его приличного современного фото нет, только какие-то огрызки:






Впрочем, это уже и не важно – всё одно он разбился без посторонней помощи в 2015 году:




9. Ми-24ВП б/н 09. Заводской номер 3532584910248.
Одним из первых прибыл на мятежный Донбасс:




Вскорости был довольно криво перекрашен:




Проторчал он на аэродроме в Чугуеве примерно до ноября 2014 года и убыл восвояси. Крайний раз его видели уже на кладбище в Калинове в 2019 году:




10. Ми-24ВП б/н 10. Заводской номер 3532584910259.
На старом фото ещё в советском камуфляже «трилистник:




В 2013 году был белого цвета после африканской экскурсии:




Следующее появление – 26 мая 2014 года, когда он бомбил город воинской славы Донецк:




Отомщён был под Славянском, где стрелковцы уронили его в болото:






Нацики утащили его в Конотоп:




Где отремонтировали и перекрасили:




Увы, это ему не помогло – с 2016 года он совсем пропал из эфира (видать сильно больно ударился). Нашёлся всё на том же калиновском кладбище три года спустя:




11. Ми-24К б/н 11.
На единственном фото от весны 2014 года явный покойник в странной раскраске:




Здесь необходимо примечание.
В источниках пишут что в 2003/2006 годах в 7-м полку имелось три вертолёта Ми-24Р(ХР) и шесть/семь модификации Ми-24К. Хоть они только формально числятся в боевом составе, но вынужден их тоже посчитать для общей картины – техника до сих пор находится в аэродромных отстойниках.


12. Ми-24П б/н 15.




Увы, заводской номер так и остался неизвестен. Он тоже принимал участие в атаке на Донецк 26 мая 2014 года:




Был подбит под Славянском:




И окончательно размазан по земле уже под в Георгиевке 20 августа:



(Этот борт я видел собственными глазами 6 мая неподалёку от Луганска).


13. Ми-24П б/н 16.
Снимок очень старый, борт ещё в советском камуфляже:




14. Ми-24 б/н 17.
Фото из далёкого 2006 года, модификацию не определить:




(Оба эти борта в список он внесены условно, просто для информации.)


15. Ми-24К б/н 18.
На фото он в 2019 году:




Интересно, что происхождением вертолёт из группы советских войск в Германии:






16-17. Ми-24П б/н 02 и 19.
На снимке 2006 года два очень приметных борта (по конструкции устройств выпуска ложных тепловых целей по бортам фюзеляжа в обтекателях):




Эта же парочка мелькнула в том же месте весной 2014 года. Сорри за качество фото, но намётанный глаз их сразу опознал:




В 2019 году один из них уже на кладбище (скорее всего 02-й):




Другого, кстати, в возвращённых в строй тоже не видели.


18. Ми-24Р(ХР) б/н 20.




В предыдущей жизни он был 76К:






Крайнее его фото датируется 2011 годом:





19. Ми-24Р(ХР) б/н 21. Заводской номер 3534624712293.
Вернулся из Либерии в 2008 году:




В марте 2014 года приехали сектанты дать наличных денег на оживление:




В апреле он вызвал международный скандал, появившись под Краматорском с маркировкой ООН:




26 мая 2014 года в небе над Донецком:




После этого резко исчез. Всплыл только в 2019 году всё на том же калиновском кладбище:




20. Ми-24К б/н 22. Заводской номер 3532014712243
Старое фото:




Он же в марте 2018 года в первозданном виде:






21. Ми-24К б/н 23.
Снимок без даты, но машина очень редкой серии (устройства выпуска ложных тепловых целей по бортам фюзеляжа в обтекателях):




На снимке от весны 2014 года:




22. Ми-24Р(ХР) б/н 24. Заводской номер 3534623812578.




Вернулся из Африки примерно в 2010 году. На фронте оказался позже других – в июне 2014 года и уже в самопальном камуфляже:




Перед убытием обратно в ноябре того же года случилась какая-то неприятность и ему переклепали один пилон на левом крыле (стал синеньким):




Крайний раз попал в объектив в 2019 году и снова в месте крушения жизненных надежд:




23. Ми-24П б/н 27.
Единственное фото от 2011 года:




24. Ми-24П б/н 28.
Пытались оживлять весной 2014 года:




Но, видать, неудачно – в 2019 году на кладбище:




25. Ми-24П б/н 29. Заводской номер 3532432027580.
Оживлять его пытались ещё ранней весной 2014 года:




Но в театр боевых действий он попал только в декабре того же года:




Пару раз мелькнул в марте и августе 2015 года:






И снова исчез. Скорее всего, был отремонтирован и перекрашен в безликий камуфляж на заводе.


26. Ми-24П б/н 31. Заводской номер 3532432027566.
Довоенное фото с имитацией советского камуфляжа:




На фронте не был, в следующий раз всплыл уже в Конго 6 апреля 2016 года:




25 августа того же года укропы на нём плюхнулись в джунгли:




30 декабря 2016 года в полёте со смятой носовой частью:




12 мая 2017 года его эвакуируют в четвёртый рейх:




Вновь он появился на люди уже в ноябре 2017 года в цеху запорожского предприятия «Мотор Сич», где ему восстанавливали деформированный фюзеляж:




И 28 марта 2019 года эта длительная эпопея завершилась:




27. Ми-24П б/н 32.
2003 год:




27 июня 2014 года, ТЭЧ полка:






Октябрь того же года, полёты:




Более ничего о нём неизвестно.


28. Ми-24П б/н 33. Заводской номер 3532432027608.
До войны:




Появился на фронте гораздо позже остальных – в конце декабря 2014 года:




Летом следующего года покрутился некоторое время:






И всплыл недавно Новом Калинове уже кустарно перекрашенным и с новым бортовым номером:




29. Ми-24П б/н 37.
Ещё один борт-инкогнито. Довоенное:






Именно так, только с правого борта я его наблюдал 8 мая 2014 года под Луганском:




Известна точная дата, когда он покинул негостеприимный для нацистов Донбасс (фото сделано уже на аэродроме в Василькове):




30-31-32. В отдельном зачёте ещё три единицы Ми-24К, имеющие отношение к Новому Калинову.
В 2006 году засветился б/н 190:




В 2014 на единственном фото ещё один Ми-24К, внешне отличный от всех уже упоминавшихся:





В 2017 году на кладбище засветился ещё один оригинальный Ми-24К:






(Не исключено, правда, что это предыдущий)


Кроме этих опознанных бортов, за время войны стали известны заводские номера ещё трёх вертолётов, которые не смог привязать к известным бортовым номерам.

33. Ми-24П заводской номер 3532433317182.
Ремонтировался в 2013 для Конго. Упоминался в 2017 году в документах по внедрению СОЭП «Адрос».

34. Ми-24П заводской номер 3532432027653.
На фото в начале 2012 года в Либерии:



Тоже упоминался в 2017 году в документах по внедрению СОЭП «Адрос».


35. Ми-24П заводской номер 3532433318349. Всплыл уже в 2020 году в связи с ремонтом сломанной консоли крыла.

Ни по одному критерию (временному и особенностям конструкции) эти три борта точно идентифицировать не удалось. Единственный кандидат на 1-й и 3-й из них – б/н 27.
Правда, нужно учесть, что в номерном ряду полка много пробелов, да и о довоенной жизни мало что известно.


Два вертолёта в оригинальном самопальном камуфляже появились из ниоткуда в 2015 году:






Однако это бывшие «африканцы», дорабатывающие остатки ресурса уже в самой укропии. По этой причине в общий зачёт их не включал.


Подводя промежуточный итог, можно разделить довоенный идентифицированный наличный состав полка (31 единица, за исключением б/н 06, 16 и 17) по модификациям:

Ми-24ВП – 3 единицы;
Ми-24Р(ХР) – 3 единицы;
Ми-24К – 5 единиц;
Ми-24П – 20 единиц.

Война внесла свои коррективы, обозначив крайне неприятные для укронацистов тенденции, закончившиеся полным крахом ударных вертолётных сил. Уже целый год на всех учениях в атаках принимают участие исключительно Ми-8. Правда, укроп тужится сделать ударным Ми-2, но пока безрезультатно.

Так, что есть возможность посчитать на спутниковых снимках трупики «крокодилов», бездыханно лежащие на аэродромах.

По датам снимков в Гугл-мап на аэродроме Новый Калинов:

29.10.2010 года – 30 ед. Ми-24;
17.03.2012 года – 26 ед. Ми-24;
07.09.2014 года – 19 ед. Ми-24 (часть торчит на фронте, однако);
12.09.2014 года – 17 ед. Ми-24;
07.08.2015 года – 17 ед. Ми-24;
23.03.2019 года – 17 ед. Ми-24;

Как видно, наличное число вертолётов устаканилось в количестве 17 единиц. Причём, «К» и «РХР» то никуда не делись, а число «ВП» уменьшилось до двух единиц.
(Для верности, всё-таки исключил из рассмотрения Ми-24К б/н 190 и Ми-24Р(ХР) б/н 20 за давностью лет).

Посему в наличии основной модификации Ми-24П всего 9 штук. Причём, как минимум три из них даже не восстанавливались.
Конечно, не все пропащие стали потерями – бывшему 7-му полку пришлось поделиться матчастью с другими авиабригадами.

Кроме того, за десять лет поубавилось и других моделей вертолётов.

Количество «тушек» Ми-26 уменьшилось с 15 до 6:











Их безжалостно распилили в цветной металлолом.


Исчезли все Ми-8т и Ми-9:






Правда, им на замену дали почти новый хеликоптер:




Фактически же, с уходом Ми-24 на покой, полк (не буду называть это недоразумение бригадой) скукожился до неполной эскадрильи Ми-8Мт/Ми-8МСБ, где нет и двадцати бортов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments