kloch4 (kloch4) wrote,
kloch4
kloch4

Categories:

Модернизация Ми-24 как возможность для армии и промышленности




[Анализ]

(Очередная простынь из воды от пшеков. Но есть и интересные факты.)


Польская армия оснащена штурмовыми вертолетами Ми-24, которые могут использоваться в течение многих лет, но у них долгое время не было основного оружия и современного оборудования для самообороны. Программа их модернизации - это возможность не только для армии, но и для промышленности быстро получить новые боевые возможности и правильно подготовиться к освоению новых машин, приобретенных по программе «Крук» («Ворон»). Большая часть работы может быть выполнена в Польше, а приобретенные компетенции будут импульсом развития на ближайшие годы.






Переходное решение, национальное и на годы?

В нынешней ситуации в свете пандемии коронавируса и ухудшения экономического состояния Польши все большее значение приобретают национальные решения и программы, которые позволят реконструировать или построить определенные возможности на основе существующего оборудования. Особенно в сферах, где польская армия требует срочного усиления, и это, безусловно, противотанковая защита.

Помимо различных наземных систем самонаведения, вертолеты, являющиеся «движущим отрядом» и «пожарной командой» для командиров сухопутных войск, должны играть ключевую роль в противотанковой обороне. План технической модернизации предусматривает приобретение новых ударных машин в рамках программы «Крук», а также поддержку имеющихся вертолетов. Однако график приобретения новых машин до сих пор не установлен. Простое введение «воронов» будет трудоемким процессом. Достижение начальной готовности составляет не менее 7 лет после подписания контракта, а полное даже десятилетие. Поэтому параллельно с приобретением новых машин следует стремиться к внедрению переходного решения с учетом их потенциала.


Потребности и возможности

Размышляя о программе модернизации штурмовых вертолетов Ми-24, следует иметь в виду, что они должны стать лишь переходным решением для Польши до тех пор, пока не будут приобретены современные ударные вертолеты. В то же время, как я уже писал много раз, покупка 32-х вертолетов в рамках программы «Крук» не отвечает всем потребностям сухопутных войск в области ударных машин, а это означает, что модернизированные штурмовые вертолеты, а также другие вспомогательные машины поля боя будут эксплуатироваться, по крайней мере, параллельно с машинами, по крайней мере, в течение некоторого времени. Из-за аналогичной поддержки операций после появления «ворона» может быть оправдано использовать Ми-24 аналогично вертолётам Ми-17 в качестве машин поддержки и сопровождения вертолетов с ограниченными транспортными возможностями.

Для того чтобы дальнейшие действия были оправданы, прежде всего необходимо повысить ситуационную осведомленность экипажа и обновить возможности Ми-24 для борьбы с противником. У польской армии в настоящее время нет противотанковых управляемых ракет, которые позволили бы Ми-24Д/В сражаться с современными бронированными целями, такими как танки. Все их оборудование, от управляемых ракет до неуправляемых ракет для пушек и пулеметов, является постсоветским стандартом (странно звучит, постсоветское им нечего не поставлялось - прим переводчика).

Хотя неуправляемые ракеты можно считать доступными (хотя и не соответствующими стандарту НАТО), ресурсы пулемётов (имеются ввиду ЯкБ-12,7 - прим переводчика) истощены, и их боеприпасы, хотя это оружие калибра 12,7 мм, не совместимы с оружием, используемым в настоящее время в польской армии. Как пулеметы, так и неуправляемые ракетные установки не соответствуют стандартом НАТО. Машины также не имеют современных систем наблюдения, но имеют только аналоговые прицельные системы «Радуга» или «Штурм» (тут доморощенный ыксперд путает тёплое с мягким – прим. переводчика), основанные на зеркалах и призмах. Третья слабость - отсутствие современной самообороны от ракет и оборудования для радиоэлектронной борьбы.




Сами планеры, согласно теоретическому анализу, который в настоящее время проверяется в процессе испытаний на усталость, проводимых ITWL, WZL1 и PZL- Świdnik, могут эксплуатироваться в течение как минимум 20 лет (!!!!). Их работоспособность может быть поддержана силами отечественной промышленности - заводами WZL1, которые могут ремонтировать не только сами планеры, но и силовые установки. Кстати, предприятием Wojskowe Zakłady Lotnicze Nr1 S.A. недавно был получен заказ на капитальный ремонт двигателей TВ3-117, которые используются на Ми-14, Ми-17 и Ми-24.

Однако для того, чтобы эти вертолеты эффективно использовались на современном поле боя, они требуют комплексной модернизации в области авионики, вооружения и систем самообороны. Польская промышленность может участвовать не только в интеграции самой модернизации, но и в поставках компонентов во всех этих областях.


Авионика - от циферблатов до компьютера




Авионика, то есть интерфейс человек-машина, является важным фактором, влияющим на функциональность и безопасность. Сегодня Ми-24 не только представляет уровень техники полувековой давности, но и создает дополнительную опасность - его показатели дают данные в метрах, км/ч и т. д. Вместо англосаксонских единиц, принятых в НАТО (тут немцы с французами смотрят удивлённо - прим переводчика). Это затрудняет не только пилотирование, но и предоставление основных параметров полёта.

Абсолютный минимум в области авионики требует масштабирования показателей до англосаксонских единиц (например, высотомер от метров до футов и спидометр от км/ч до узлов). Чехи вносят такие изменения в свои вертолеты Ми-17 и Ми-171С (тут автор снова вводит в заблуждение, чехам это не позволено - прим переводчика). Однако, даже используя доступные решения, довольно легко заменить классические циферблаты многофункциональными дисплеями, которые позволяют визуализировать данные более доступным способом.

В дополнение к полётным данным и техническим параметрам они могли бы, например, обеспечивать управление вооружением при использовании соответствующих устройств. Речь идет, например, о том, чтобы показать в кабине стрелка или пилота изображение с оптоэлектронной головки машины или (в случае некоторых типов ракет) с головки наведения летящей управляемой ракеты.

Модернизация вертолетной авионики Ми-24 была частью предложения, представленного PGZ и ITWL на выствке MSPO. Машина получила интегрированную модульную структуру, разработанную ITWL, подготовленную с использованием предыдущего опыта института, который параллельно с WZL1 участвует в поддержке польского Ми-24. Он охватывает подсистемы: навигация, связь, регистрация, управление полетом, вооружение, оптоэлектроника, а также активная и пассивная защита. Можно интегрироватьс этой системой и других решения, которые уже есть в вооружении польских вооруженных сил с точки зрения вооружения, а также оптоэлектронные средства (подробнее об этом позже). Использование этого типа решения позволило бы, с одной стороны, легко интегрировать новые элементы вооружения и бортового оборудования, с другой - подготовить экипажи к работе с авионикой нового поколения, которая, вероятно, будет в новых ударных вертолетах «Крук».


Вооружение - дело первостепенной важности

Необходима замена, а точнее внедрение эффективного оружия, является основной причиной планируемой модернизации польского Ми-24. Основой является интеграция противотанковых управляемых ракет на их вооружение. Здесь доступны различные варианты: лазерное управление, радиолокация (или комбинирование) или использование оптического/тепловизионного канала.

В случае модернизации техники польских вооруженных сил, есть рассмотреть возможность использования элементов, которые уже есть в польской армии и в то же время производятся польской промышленностью. Речь идет о противотанковых ракетах семейства «Spike» и оптоэлектронной боеголовке «Rafael Toplite».

Что касается ракет, то сегодня в «Mesko» используются ракеты «Spike-LR», используемые на наземных пусковых установках, с дальностью полета 4 км, а для вертолетов Ми-24 предлагаются системы с большей дальностью полета: в первую очередь ракеты «Spike-ER2» с дальностью полета 10 км, использующие волоконную оптику и до 16 км по радиолинии, а также более тяжелый «Spike-NLOS» с дальностью более 30 км (в зависимости от потребностей пользователя). Лицензионное производство этих ракет может быть начато в «Mesko» после возможного решения о приобретении их для вооруженных сил Польши.

В свою очередь, головки «Toplite», в частности, используются для наведения ракет «Spike» и предлагаемой в программе модернизации Ми-24 уже используются одна версия на польских вертолетах «Głuszec». Недавно «Rafael» заключил соглашение с PCO, на основании которого обе компании будут сотрудничать в производстве этих боеголовок в связи с планами модернизации польского Ми-24.




Другой проблемой являются неуправляемые ракеты калибром 80 и 57 мм, которые могут быть заменены более новыми, предпочтительно в наиболее часто используемом НАТО калибре 70 мм. Это требует введения новых баллистических параметров в прицельную систему и приобретения соответствующего оружия. Подвесные системы, были разработаны для «преобразования» советского стандарта подвесок на западные. «Mesko» может предоставить 70-мм пусковые установки и неуправляемые ракеты. Неуправляемые ракеты стандартов НАТО могут быть легко преобразованы в ракеты, наводящиеся на отраженный лазерный луч. Аналогичным образом можно модернизировать стрелковое оборудование, заменив пулеметы ЯкБ-12.7 оборудованием, совместимым с североатлантическим альянсом.


Электронная боевая система самообороны

Последнее, хотя и не менее важное, - это использование современных систем предупреждения и самообороны против управляемых ракет и электронных боевых систем на вертолетах Ми-24. Это особенно важно для того, чтобы машины реально выживали в условиях современного поля боя. В настоящее время на рынке доступны многочисленные решения, некоторые из которых были предложены в рамках технического диалога.




В качестве примера можно привести систему «все в одном», предложенную в Польше «Wojskowe Zakłady Elektroniczne z Zielonki» совместно с израильской компанией «Elisra». Она характеризуется сочетанием лазерных и радиолокационных систем оповещения и интеграции световых и дипольных пусковых установок. Этот тип решения может быть интегрирован в различные платформы.

Если будет принято решение о покупке других вертолетов, может быть оправдано использование аналогичной или идентичной системы радиоэлектронной борьбы и самообороны. Однако это также будет зависеть от оценки оправдонности, в том числе с точки зрения стоимости программы. Важно, чтобы система была адаптирована к машине и ее бортовым системам, обеспечивая оптимальную защиту. Это элемент, который существенно влияет на выживание на современном поле битвы.


Подготовительный пакет для страны

Следует сказать, что соответствующий пакет модификаций должен быть разработан и оптимизирован с точки зрения соотношения затрат и эффективности. Важно отметить, что при создании этого типа модификационного решения для Ми-24 его конкретные элементы - например, авионика, вооружение или системы самообороны - могут также использоваться на других вертолетных платформах, как модернизированных, так и новых.

Возможная гармонизация позволит значительно снизить эксплуатационные расходы, которые должны быть в максимальной степени реализованы на отечественных предприятиях. Даже если определенные технологии необходимо получить из-за рубежа, они могут производиться в стране по лицензии, а затем поддерживаться и развиваться в сотрудничестве.

Польские организации должны участвовать в таких программах в максимально возможной степени. Это могут быть как компании, принадлежащие PGZ, так и частные компании из авиационной и оборонной отраслей с соответствующими компетенциями. Проведение программы модернизации Ми-24 с широким участием отечественных компаний также может привести к созданию компетенций, которые затем можно будет использовать на экспортных рынках. Платформы семейства Ми-24 до сих пор используются во многих странах и, как и в Польше, по-прежнему имеют большой потенциал для модернизации.

В то же время, процесс модернизации, обновления и поддержки операций может стать важным импульсом для оборонной промышленности в период грядущего кризиса. Поэтому повышение оперативного потенциала вооруженных сил может также повысить конкурентоспособность промышленности и улучшить ее положение в неурожайные годы, которые могут наступить после коронавируса.

Juliusz Sabak
14 мая 2020 г.


Porucznik Mariola Andrasik


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments