kloch4 (kloch4) wrote,
kloch4
kloch4

Categories:

На всех пяти континентах




Именно такова география присутствия вертолёта Ми-24. Не все, конечно в составе военной авиации, много машин как экспонаты или даже лётные в частных руках.
Правда, недавно написали, что два австралийских борта утилизировали, но всё одно более двадцати лет они находились на авиабазе Тиндал.

Вторая часть обзора выставочных экземпляров будет уже международной.
(В обзор не войдут уже ранее упоминавшаяся техника, машины с американских континентов, ГДР/Венгрии и вертолёты модификации Ми-24А – по ним планирую отдельные статьи).


Начну, пожалуй, с Казахстана. Этот Ми-24Д долгое время находился на территории авиабазы Ушарал:




Увы, на космическом снимке от 2019 года его уже нет, да и сама база уже приказала нам всем долго жить. Нужно отметить, вместе с этим бортом уже насчитал как минимум 45 единиц казахстанских «крокодилов»:




Напомню, что в разных источниках оценивалось их количество в 40-42 вертолёта Ми-24.

Этот Ми-24В (б/н CH615) выставлен на острове Шри-Ланка – как символ победы над террористической группировкой «Тигры освобождения Тамил-Илама»:




Ещё один монумент на чайном острове – Ми-24П (б/н CH626):




Всего Шри-Ланка купила 13 единиц Ми-24, 8 из которых были потеряны в боевых действиях.


Несмотря на наличие в Индии двух музеев военной авиации (флотского и ВВС), ни одного Ми-25/35 там не представлено.


В Грузии нашёлся единственный экспонат – Ми-24Д на кладбище (!!), на могиле какого-то Джимшера Майсурадзе:




В Азербайджане в военном музее выставлен Ми-24В:




И где-то на закрытой территории Ми-24Д:




Плавно переходя к Российской Федерации, нужно упомянуть статью 2013 года – в ней указано количество вертолётов Ми-24, подлежащих утилизации – 51 единица.

Результатов исполнения этого тендера не нашел, но в 2019 году нам сообщили , что авиатехнику будут массово устанавливать в филиалах парка «Патриот» по всей стране и даже приложили иллюстрации:






Думаю, что времена бездумного уничтожения рукотворных птиц канули в лету – власть хочет нравиться народу, пусть даже таким способом.


Правда, сначала о тех, кого с нами уже нет.

Этот Ми-24Д стоял до начала 2000-х годов перед въездом на территорию воинской части неподалёку от деревни Гора-Валдай в Ленинградской области:



Затем его убрали – ибо вандалы не оставили никаких шансов:






Ми-24В на московском экспериментальном аэродроме «Солнцево» (бывшая испытательная база НПО «Взлёт»):






Летом 2014 года аэродром окончательно ликвидировали под жилую застройку, сам борт тоже бесследно исчез:




Кроме собственно машин в музеях и других экспозициях, некоторое число «крокодилов» замечено и по другому назначению.

Климатическая испытательная станция «Лазаревская» в Краснодарском крае:




Базовый испытательный полигон в Ветлужском р-не на севере Нижегородской области:




Несколько учебных экземпляров Ми-24Д/В в сызранском училище лётчиков:












В 90-е годы на учебной базе пермского авиационно-технического училища:




Учебное пособие в Курганском пограничном институте – Ми-24Д:




Военная кафедра казанского авиационного института – Ми-24Д:






Город Ростов-на-Дону, Ми-24В в 183-м авиационном учебном центре Министерства обороны:




Филиал Военной академии материально-технического обеспечения в городе Вольск Саратовской области - Ми-24В:




Перепил с международного авиасалона МАКС-2001 в конце пути оказался в московском физико-техническом институте:






Нелетающий учебный Ми-24В с аэродрома «Балтимор» возле Воронежа:




Этот борт Ми-24Д с синими пылезащитными колпаками замечен на задворках аэродрома в Тамбове:




Ранее он был на территории авиационно-технического училища:




Его же напарник находится в другой экспозиции на аэродроме:




Музей авиатехники на аэродроме «Хабаровск-Центральный» («Терек») - Ми-24В:




По этому борту не нашёл более ничего, кроме подписи: «Аэродром Терек отдельный отряд ФСБ»:




Саратовская область явно не пасёт задних.

Город Энгельс– Ми-24В в парке «Патриот» (август 2018 года):




И уже перекрашенный:




Город Пугачев – Ми-24В (август 2017 года):




Там же на территории возрождаемого учебного авиаполка Ми-24П:




Будущий памятник в городе Будённовск Ставропольского края (2019 год):




В городе Кореновск Краснодарского края Ми-24В в 2017 году перенесли от проходной военного аэродрома в другое место:




Ранее:




В селе Ходары Шумерлинского района Чувашии – Ми-24В (сентябрь 2019 года):




Ростов-на-Дону, в парке «Патриот» Ми-24П (2019 год):




Новый Уренгой в Тюменской области – Ми-24В (установлен 7 июля 2018 года):




Город Елец Липецкой области – Ми-24В (лето 2019 года):




Аэродром «Вязьма-Брянский» - Ми-24П (август 2018 года):




Город Гайворон Белгородской области – Ми-24В (июнь 2018 года):




Черкесск – Ми-24В (февраль 2019 года):




Село Рятамак, Ермекеевский район, Башкирия – Ми-24В стоит возле школы:




Самое раннее найденное фото - от 2012 года:




Новосибирск, авиаремонтный завод – Ми-24К (2015 год):




Аэродром ДОСААФ «Танай» в Кемеровской области – Ми-24Д:
(очевидно, ожидает восстановления для пополнения выставки авиатехники)




Там же в экспозиции:




Площадка ТЭЧ вяземского учебного авиационного центра ДОСААФ, фото 2010 года:




На территории арсеньевского авиационного завода «Прогресс» – ещё один Ми-24П (2013 год):




Экспонат в открытой экспозиции Центра военно-тактических игр подмосковного парка «Патриот» (появился там в 2017 году):




Ранее побывал в Африке под именем собственным «Калипсо»:




Возможно приведут в порядок и где-нибудь выставят Ми-24П из авиамузея в Монино:






Во всяком случае, его уже вытащили со свалки:




Точно место не установил, но, скорее всего, Сызрань:
(есть снимки из дембельских альбомов от 2010 года)




Этот борт прячется где-то на черноморском побережье Кавказа (фотоснимки от курортников):








Заключение

Неприятно удивила нерезиновая столица – несмотря на общероссийские тенденции по созданию разных патриотических парков, аллей и скверов в ней произошёл обратный процесс – избавились даже от имевшейся авиатехники с Ходынского поля и аэродрома Солнцево.
Столичный градоначальник Собянин очень хочет нацепить на себя шапку Мономаха, но, выражаясь каламбуром – не по Сеньке шапка. Ибо достаточно легко пилить незаработанные тобой бюджетные миллиарды на «мегапроекты», но забывать про какую-то мелочь – историю своей страны, в которой вертолёт Ми-24 занимает не последнее место.

То же самое касается и власть придержащих Северной Пальмиры.

Очень скоро может оказаться, что ныне предлагаемая авиатехника просто разойдётся по провинциальным городам и сёлам, оставив обе столицы с носом.

Есть пример почти четырёхлетнего долгостроя – в подмосковном городке Лыткарино провели конкурс на создание мемориального парка «Аллея славы» – но воз и ныне там. Всё застопорилось на компьютерных эскизах:




Хотя самоходную артиллерию для него привезли ещё в 2015 году (!!):


Subscribe

  • Борьба за живучесть

    Эпиграф Эта статья является результатом очень длительного процесса сбора и анализа данных. Приношу благодарность всем энтузиастам авиационного…

  • Проверка на дорогах

    Ничего эксклюзивного на этот раз не будет. На территориях, контролируемых киевской хунтой, значительное число людей живёт в оккупации, лишённые…

  • Патология

    У этой скандальной истории есть точная дата начала – 15 января 2009 года. В этот день укропская рада приняла постанову о создании комиссии по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Борьба за живучесть

    Эпиграф Эта статья является результатом очень длительного процесса сбора и анализа данных. Приношу благодарность всем энтузиастам авиационного…

  • Проверка на дорогах

    Ничего эксклюзивного на этот раз не будет. На территориях, контролируемых киевской хунтой, значительное число людей живёт в оккупации, лишённые…

  • Патология

    У этой скандальной истории есть точная дата начала – 15 января 2009 года. В этот день укропская рада приняла постанову о создании комиссии по…