Гламурный Узбекистан

На сей раз будет попытка изучить ВЕСЬ боевой состав авиации целого государства. Причём, оно официально не даёт никаких сведений по этому поводу, а в «авторитетных источниках» из года в год пишут явную дезинформацию.
Как всегда, источником вдохновения будут доступные фото- и видеоматериалы и спутниковые сервисы.
1. Предыстория вопроса, настоящее и будущее
Прежде, чем перейти непосредственно к теме, считаю необходимым изложить свою точку зрения на военно-политическую обстановку в Среднеазиатском театре военных действий. Ибо тогда станут понятными здешние объективные реалии.
Почти двадцатилетнее увязание «самой сильной армии на планете Земля» в Богом забытом, фактически средневековом Афганистане дало ещё один результат – нынешняя душманская армия лишилась всего тяжелого вооружения и бронетехники (ещё советского производства). Нынешние колонизаторы не смогли или не захотели (а, скорее, и то, и другое) их поддерживать. При всей огромной численности духовское войско уже не представляет угрозы соседним странам – это фактически лёгкая пехота, безвылазно сидящая по многочисленным гарнизонам. Без поддержки войск НАТО в авиации и логистике они очень быстро сдуются. Хотя, в начале 90-х годов у басмачей были грандиозные планы на счёт похода на Север.
Их оппоненты в лице воинственно движения «Талибан» изначально не имели экспансионистских наклонностей, а тем более, сейчас.
Трезвомыслящим командирам талибов понятно, что в таком походе современная армия с авиацией, артиллерией и танками их раскатает, как блин. Нужно отметить, что матрасники с этой задачей за 19 лет так и не справились.
С неизбежным уходом Великой Пиндосии в многострадальном Афганистане с новой силой возобновится гражданская война. Причём она будет вестись уже по национально-территориальному принципу. Это я говорю к тому, что северо-западные провинции с узбекским населением могут оказаться в самом эпицентре такого противостояния. А от хорошо вооружённых и обученных дивизий генерала Дустума уже практически ничего не осталось. В Мазари-Шарифе и Ташкенте это понимают, таким образом, армия Узбекистана будет вынуждена воевать «за речкой». А готова ли она к такому повороту событий?
Жизнь в самих среднеазиатских странах тоже не стояла на месте. Прежде всего, изменилась молодёжь – она перестала быть опорой исламских радикалов. Ибо им нечего уже предложить – нищий Афганистан как худший пример. Разорённый многолетней войной Таджикистан – опять же на глазах. Как можно жить множество людей увидело на заработках в России, плюс всепроникающий Интернет.
Самым слабым звеном, разумеется, является Туркмения. Изоляционизм и фактическое рабство несчастного народа делают его очень лёгкой жертвой для внешней экспансии – воевать за сохранение власти сатрапов будет крайне мало желающих.
Но тут опять спасает географический фактор – из Афганистана в Туркмению путь лежит через узбекские провинции. Таким образом, Узбекистан будет вынужден действовать и за себя, и за того парня в панамке.
Огромные расстояния и отсутствие естественных природных преград в предполагаемой войне выводит на первые роли авиацию – прежде всего ударную. Отсутствие средств ПВО и бронетехники сделают автомобильные колонны наступающих войск лёгкой добычей именно авиации. По доходящим из Узбекистана сведениям его сухопутные войска – просто «днище». Противостоять даже лёгкой пехоте, но имеющей многолетний боевой опыт они не в состоянии. Все эти предпосылки и выводят на первые роли именно авиацию.
2. Советское наследство
В разных источниках приводятся разные сведения. Более уместным, в этот раз, будет изучить именно текущее состояние дел.
3. Аэродромы и базы
Ввиду отсутствия какой либо внятной структуры военной авиации, есть смысл за основу исследования взять именно места базирования. Конечно, аэропланы имеют свойство летать туда-сюда, но в данном вопросе очень помог сервис спутниковых фотографий «Гугл планета Земля». По Средней Азии исторических снимков просто огромное количество, что дало возможность достаточно объективно поработать над матчастью.
Начнём, пожалуй, с уже опустевших аэродромов.
Кокайды
Давно заброшен, на снимках с датами публикации несколько тушек самолётов – 3 единицы Су-17, 2 единицы Л-39 и один МИГ-21:

Снимок с натуры:

Андижан
Хоть и пишут, что там базируются перехватчики ПВО, от 2003 года (по доступным снимкам) никаких самолётов там нет. В 2007 году единственный раз попали в кадр на стоянке две единицы Ми-8:

И ещё один (в кружке) как экспонат. К маю 2019 года и его убрали.
Фергана
На снимке 2006 года присутствуют 3 единицы Ми-24, 8 единиц Ми-8, 4 единицы Су-27 и 7 единиц Ан-12. Все самолёты явно выведены из эксплуатации:

На снимке от 08.09.2019 года осталось только три действующих Ми-8 и по четыре нелётных Ан-12 и Су-27:

Стоп-кадр из хроники недавних учений – видны покойные Аны:

Термез
Хоть и является цивильным аэропортом, но в 2002 году использовался Люфтваффе – на снимке сразу 6 единиц их траспортников С-160 «Transall»:



После строительства железной дороги Хайратон-Мазари-Шариф надобность в нём в таком качестве отпала.
Аэродром «Ташкент-Восточный»
Бывший заводской ТАПОиЧ, сейчас в процессе реконструкции под гражданское применение.
На июль 2004 года было множество нелетающих аэропланов:


Ил-76 – 21 единица;
Ан-12 – 8 единиц;
Ан-24/26 – 13 единиц;
Ту-134 и Ту-154 – по одному;
Ми-6 – 2 единицы.
Техника по немногую убывала, к августу 2019 года оставшуюся стянули в одну кучу:

Фото 2018 года:

Из дополнений – 21 единица истребителей-бомбардировщиков Су-17:



Попали они туда весной 2011 года, но о них чуть позже.
Самолёты там по большей части гражданские, из армейских – несколько Ан-12 и Ан-26:

Вот эти:



И пару штук Ил-76 (снимок 2010 года):

06-й летал в 2016 году:

Про 05-го пишут, что с 2014 года выведен из эксплуатации:

Данный борт засветился только в 2019 году:

Принимал участие в авиадесантировании в Фергане:

В 2014 году в заводском дне открытых дверей приняли участие Су-17, Су-17Уб и Су-25, очевидно уже нелетающие:


Причина, по которой умер огромный авиационный завод, очевидна – в феодальных халифатах производство самолётов как-то не приживается. Последние два фюзеляжа из задела убыли пять лет назад в Таганрог для достройки уже в качестве самолёта ДРЛО А-50:

Джизак
Первый доступный спутниковый снимок от октября 2003 года. Матчасти не много - 10 единиц Су-25, семь Л-39 и один Ми-8:

К 2011 году все Су-25 переместились в отстойник и их число возросло до 12 штук. Ми-8 стало 7 единиц, Л-39-х уже 11, появился один Ми-24.

К 2017 году все Су-25 исчезли, почти все Л-39 переместились «под забор». Зато нарисовалось сразу 4 штуки АН-2.

На 12 сентября 2019 года осталось 8 штук Ми-8 (из них два в отстойнике):

Оставшиеся 5 единиц Л-39 так и не оживили. И остался всего один Ан-2.


Фото с этого аэродрома очень мало и один тип летательного аппарата очень редко попадает в кадр (выделен жёлтым цветом), но именно он стал там основной летающей партой. Як-52:


В 2018 году лётное училище перенесли в Карши, так, что судьба джизакского аэродрома незавидная – скорее всего он буде просто брошен.
Засветился там и необычный борт:

Модель называется «АК 1-3», выпускается он ООО КБ «Аэрокоптер» из Полтавы.

Новый Ми-171Е в Джизаке:

Чирчик
Первая доступная дата – 18 августа 2006 года:


Всего насчитал:
Ми-8 – 25 единиц;
Ми-24 – 8 единиц;
Су-25 – 10 единиц;
Су-17 – 34 единицы.
Ми-26 – один, причём на стоянке моей бывшей 25-й транспортной эскадрильи. Он там так и стоит, несчастный, до настоящего времени без движения:

К 2012 году пропали все Су-17 (очевидно, большей частью на Ташкент-Восточный) и Су-25 (в Карши-Ханабад). Вертолёты много раз тасовали туда-сюда.
К 2019 году произошли большие изменения – были получены иностранные машины:

Лёгкие транспортники CASA C-295W в количестве 4-х единиц:

Бортовые номера 01 – 04:

Нужно сказать, что ни одного «живого» Ан-26 в Узбекистане уже не осталось, так, что «дыру» заткнули самым проверенным вариантом. Тушка покойного Ана на авиапразднике:

Еврокоптер AS350 «Белка» - пишут про восемь единиц:




Ещё один еврокоптер – AS332 «Супер Пума»:






Источники сообщают про восемь единиц, но в июне 2019 года на стоянке их уже девять штук (в красном прямоугольнике):

(в зелёном кружке – Ми-26, в жёлтом – Ми-8, в синем – Ми-24)
В августе 2019 года в том месте сфотографировано 8 «Пум», ещё две - возле ангара ТЭЧ:

(там же по одной единице AS350 и Ми-8)
Трудно сказать, чем обоснован такой выбор вертолётов. Злые языки говорят, что французское вооружение в мире покупается исключительно за взятки и откаты. Для любознательных можно продемонстрировать размеры фюзеляжа «Супер Пумы»:

Именно эта модель сейчас в мире пользуется дурной репутацией из-за самоотпадающего несущего винта.
Вернёмся к отечественной технике. На снимке от марта 2019 года видны 4 единицы Ми-24 боевого состава и в отстойнике тушки 15 единиц Ми-8 и 6 единиц Ми-24:

Но 28 августа 2019 года картина совсем иная:

- 15 «тушек» Ми-8;
- 2 штурмовика Су-25 (в зелёном прямоугольнике), оба в тёмном окрасе боевого состава, находятся на площадке авиаремонтного завода;
- в синем прямоугольнике Ан-2.
Самая интересная картина маслом – Ми-24.В верхнем левом углу в красном прямоугольнике – боевой состав:
Известные бортовые номера – 61, 80, 73, 92 и 99:




1. В верхнем правом углу – заводской ремонтный фонд из трёх «крокодилов»;
2. В нижней части снимке слева – 5 «тушек», находятся там уже больее десяти лет.
3. Правее от них – ещё 11 единиц корпусов Ми-24-х, причём появились они в этом месте в период между мартом и июнем 2019 года. Честно говоря, их реинкарнация стала полной неожиданностью, ранее ни один спутниковый снимок не указывал их наличие. Скорее всего, они многие годы хранились в каком-то капонире или ангаре.
Ещё один интересный момент – на въезде на аэродром «Чирчик» появилась экспозиция авиатехники – Су-17, Ми-8 и Ми-24:

Забегая немного вперёд, сообщу, что на аэродроме «Карши-Ханабад» эксплуатируется весколько Ми-24 (известны б/н 65, 81, 83 и 84):



Пара экземпляров в виде экспонатов в самом городе Карши. В парке «Ватанпарварлар» («Патриот»):

И в авиационном училище:

В 2018 году он, вместе с остальной авиатехникой учебного заведения переехал из Джизака в Карши:

В 2006 году один Ми-24П был распилен на авиатренажёр:

Ещё два вертолёта были потеряны в катастрофах (07.02.2007 и 23.07.2009)
18.12.1992 года один борт был сбит в Таджикистане.
Два Ми-24П (ИМХО) в 2001 году попали в Афганистан (б/н 111 и 112).


Ранее это было только предположение. Но нашёлся снимок времён подготовки к вторжению, подписано «Me in Uzbekistan»:


Пиндосы явно не с проста паслись в Чирчике.
Одного покойника окончательно добили в 2018 году при съёмках художественной кинокартины на военную тематику:

Один Ми-24П (вычислили по заводскому номеру 3532431926847) тайно попал в Азербайджан.
В комментарии к статье написали , что всего Узбекистану досталось 42 единицы Ми-24.
42 – 9 (боевой состав) – 19 (ремфонд) – 4 (экспонаты и тренажёр) – 2 («афганцы») – 4 (потери) – 1 (Азербайджан) = 5 (единиц).
Один из участников гражданской войны в Таджикистане мне рассказал, что Узбекистан передал им 4 «крокодила», но один «упал по дороге». Правда, это только со слов.
Рабочие будни аэродрома: на стоп-кадре из видео Ми-8Мт без краски и сразу с четырьмя ПТБ. Очевидно, проходит испытания после ремонта на АРЗ.

Экспонаты на территории бывшего Чирчикского танкового училища – Ан-12, Ан-2, Ми-6 и Як-40:


Раскрою один старый секрет – в бывшей 25-й отдельной транспортной эскадрилье 12-й армии ПВО был один нелетающий Ан-12 (что-то там с силовым набором), но это не афишировалось и он числился в боевом составе. В начале 1988 года были получены два других борта, которые и совершали рейсы. Подозреваю, в танковое училище притянули именно его.
Карши-Ханабад
Самый крупный и основной военный аэродром бывшего Краснознамённого Туркестанского военного округа.
Первый снимок датируется 17 сентября 2004 года и имеет историческое значение:

Ибо серенькие четырёхмоторные самолёты прилетели из самой Америки. По первоначальным планам именно Карши-Ханабад должны были стать главным логистическим узлом империалистической интервенции в Афганистан:



Но не срослось – в 2005 году их оттуда просто выгнали. Местным феодалам не понравились совсем неуместные намёки на права человека. Нужно отдать им должное – пойти на конфронтацию с мировым жандармом удел сильных духом. Пиндосы, разумеется, утёрлись и были вынуждены перебраться на мало пригодный для этого аэродром «Манас» в Киргизии. На открытый конфликт с правителями Узбекистана они тогда не решились – началась тайная возня по экспроприации натыренных нуворишами в стране денег, продолжавшаяся до самой смерти «вора дынь».
На этом же снимке в красном кружочке Су-27, в двух синих – Су-24.
Аэродром огромный, поэтому пришлось его разделить на три части, две оставшиеся:


На них:
Су-27 – 24 единицы;
Су-24 – 27 единиц;
МИГ-29 – 35 единиц;
Л-39 – 3 единицы.
Через 15 лет, в сентябре 2019 года картинка несколько иная:


- все оставшиеся Су-27 в количестве 24 единиц перекочевали на кладбище:


Хотя попытки их реанимировать предпринимались – в 2010 году эта машина засветилась на Краснодарском АРЗ:

Спарка, проданная в Анголу в 1998 году:

Вторым был одноместный, но хорошего фото не нашлось.
- Су-24 в количестве 14 единиц и все давно не летающие:




Ещё один выставлен в самом городе Карши:

- МИГ-29 разделились на две группы. Большая из 21-й единицы оказалась под забором:


- меньшая часть из 10 машин – в боевом составе. По бортовым номерам пока известны только семь (20, 24, 27, 29, 30 и два учебно-боевых – 61 и 62):





Дополнение - в декабре 2019 года появилось фото сразу двух новых машин, пишут, что после капитального ремонта в Белоруссии:

Ещё два приземлённых аэроплана имеются в авиаучилище:


- Су-25 в Ханабаде разделились на две равные группы (живые/неживые) по 10 машин. По бортовым номерам нашлось 14 единиц (б/н 19, 22, 24, 27, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 и две «спарки» 50 и 52):

Он же в современном окрасе:













Один учебный экземпляр в авиаучилище:


Вертолёты появились там примерно к 2013 году, сейчас насчитал 10 единиц Ми-8:

(На снимке только три единицы Ми-24, но фактически замечено пять)
«Восьмёрки» как старые советские:

Так и недавно приобретённые Ми-171Е:


Кроме того, в самом дальнем отстойнике хранятся «тушки» ещё 16-ти таких вертолётов.
Должны быть в некотором количестве и Л-39:

Но, на спутниковых снимках их, почему-то не видно.
Есть в Ханабаде и скульптурная экспозиция:

(МИГ-21, Су-25, Су-27, Су-24 и МИГ-29)
В других местах тоже присутствует списанная авиатехника. Л-39 в уже упоминавшемся авиаучилище:

До переезда учебного заведения в Джизаке был ещё и Су-17:

А на главном входе – МИГ-21:

Планируемый к открытию парк «Ватанпарварлар» («Патриот») в Самарканде, Л-39:

МИГ-21:

Ми-8 (фото пока не нашлось):

Уже работающий парк «Ватанпарварлар» в Карши – Су-17:


(один и тот же, только с разным составом вооружения)
Там же очень редкая модификация – Ми-8ТВ («вооружённый»), причём в кошерном комплекте (разве что, вместо тубусов «Штурма-В» должны висеть «Фаланги»):

Фото двух таких машин ещё на аэродроме:

Где-то в воинской части фюзеляж Ми-9:

Подведение итогов
Боевой состав узбекской военной авиации на текущий момент довольно скудный:
9 единиц Ми-24;
20 единиц Ми-8;
12 единиц Су-25;
10 единиц МИГ-29.
(Примерно на смешанный авиаполк).
Резерв материальной части присутствует, но берут меня большие сомнения, что что-либо восстановят. Стоящая по 20-30 лет на задворках техника уже вряд ли подлежит этому. Возможно, подымут кое-что в единичных экземплярах.
В военно-транспортной ситуация не лучше. С таким скудным авиапарком:
4 единицы CASA C-295W;
10 единиц AS332;
8 единиц AS350;
5 единиц Ан-2;
и единственным Ил-76
Нечего и думать о серьёзной поддержке действующей армии в реальных боевых условиях.
Фактически сняты с вооружения Ан-26, Ан-12 и большинство Ил-76. Так и не восстановлен Ми-26.
Авиаремонт
Тут всё грустно. Чирчикский завод совсем хилый, с российским авиапромом связи отсутствуют. ТАПОиЧ уже давно умер.
Пополнения
Второй год уже пошёл от анонса, но ни единого Ми-35М так и не получено. Очевидно, грошей на это так и не нашлось.
Заключение
Честно говоря, ожидал большего. Вся военная авиация огромного по территории и находящегося в достаточно напряжённой обстановке государства оказалась очень малочисленна и с достаточно ограниченными боевыми возможностями.
1. Наличие всего 10 единиц истребителей, к тому же сосредоточенных в единственной точке базирования означает фактическое отсутствие нормальной ПВО. По большому счёту, им необходимо иметь не менее, чем по звену (и, разумеется, лучше Су-27) не менее, чем на четырёх аэродромах в разных концах страны.
2. Немного в лучшем положении транспортная составляющая. Хотя для обеспечения ведущей реальные боевые действия армии (тем более на севере Афганистана), наличных возможностей будет недостаточно. Ещё один минус – отсутствует санитарно-эвакуационная составляющая.
3. Ударная авиация поля боя имеется, но явно недостаточным числом. В случае заварухи именно на имеющиеся эскадрильи неполного состава Су-25 и Ми-24 ляжет вся боевая нагрузка. И вряд ли их хватит для длительного ведения интенсивных боевых действий. Техника очень старая, ремонтируется и поддерживается только собственными силами – очевидно, что будут проблемы. Выведенные за штат Су-17 и Су-24 вернуть в строй уже не получится.
4. Подготовка кадров. Странно – для такого небольшого парка разношерстной техники в наличие есть целое авиационное училище. Опора на «собственные силы» тут, скорее, вредна – тратятся значительные силы и средства на подготовку незначительного числа пилотов, при этом расходуется ресурс боевой техники. Разумеется, персонал заграничных аппаратов и обучается за границей, вполне разумным было бы готовить пилотов и советских машин в специализированных учебных заведениях в Российской Федерации.
Экономическая ситуация в Узбекистане отнюдь не способствует поддержанию многочисленных и вооружённых самым новым вооружённых сил. Экспорт ограничен, в большинстве своём, хлопком, урановой рудой и золотом и не обеспечивает даже минимально необходимый импорт, дисбаланс покрывается за счёт остарбайтеров. Тем более странной выглядит покупка отнюдь не дешёвых европейских самолётов и вертолётов с сомнительными боевыми возможностями. За те же деньги (около 200 лимонов евро) можно было бы капитально отремонтировать и продлить ресурс на многие годы большому количеству советской техники. Но, увы, для узурпаторов простая логика не доступна.
Об этом всём прекрасно осведомлены в Москве и Астане. Казахстан достаточно серьёзно относится к собственной армии, Россия же постепенно наращивает войска в Таджикистане:

(Вертолёты армейской авиации РА на аэродроме Айни уже прописались).
Ибо не видят в Узбекистане надёжного союзника.
