kloch4 (kloch4) wrote,
kloch4
kloch4

Categories:

Эта переменчивая мода




Или история о том, как менялся облик Ми-24 за последние 25 лет.

В Советском Союзе не проводили авиационные выставки с участием боевой авиации – на мой взгляд совершенно напрасно, людям было бы чем гордиться.
Не буду углубляться политику, просто будет экскурсия по авиапредставлениям за эти годы.

Самым первым таковым можно считать «Мосаэрошоу-1992». Тогда это был просто показ серийной техники без какой либо коммерческой составляющей.
Был там и «крокодил» - Ми-24Д:




Странно конечно – в боевых частях таких уже почти не осталось:




Именно эта машина б/н 60 потом попадёт в экспозицию на Ходынском поле, где её почти уничтожат вандалы:




Сейчас же она находится в подмосковном военном музее Вадима Задорожного:




Середина 90-х годов для Российской Федерации – самое архитрудное время. Военная авиация и авиационная промышленность тогдашними властями были фактически брошены на произвол судьбы, надежда была только на иностранных заказчиков. Уже под собственным названием состоялось первое событие - МАКС-1995, на свет божий выкатили два варианта модернизации.

Первый по названием Ми-24ПС (поисково-спасательный») сугубо гражданского применения:




В оснащении - громкоговорители, поисковый прожектор, оптическая система наблюдения, обрезанное крыло с единственной парой пилонов под дополнительные топливные баки. Однако необходимости в такой концепции не возникло, более целесообразнее использовать в качестве базы универсальный Ми-8. Так, что не взлетело.

На фото он же, только ещё в полубоевом варианте:




Более интересен второй экземпляр, которого нарекли Ми-35М.




По факту же это «препиленный» серийный Ми-24ВП. В ранней статье уже делал попытку их посчитать. Тогда не хватило двух экземпляров - похоже, что это один из них. Данную модификацию «крокодила» отличает одна конструктивная особенность, по которой их довольно легко опознавать – правая носовая площадка под антенну системы опознавания «свой-чужой», у Ми-24Д/В/П исполнение совершенно другое:




Был и ещё один вариант перепиленного Ми-24ВП (б/н 51):




В выставках он не принимал участия, в конце карьеры оказался в экспозиции у московского вертолётного завода имени Миля:




Возвращаясь к особенностям выставочной модификации – композитные лопасти несущего винта, Х-образный рулевой винт, укороченное крыло, не убирающиеся стойки шасси – они перекочевали и в более поздние модификации Ми-24.
С левого борта на нём висела баклуша тепловизионного обзорного блока с названием «CHLIO»:




В общем концепт-кар получился неоднозначный.


МАКС-1997

Тут оказалось немного скромнее – всего один вертолёт. Всё говорит о нацеленности на заграничного клиента - рисунок камуфляжа взят по моде конца 70-х, начала 80-х, именно такая схема применялась и для экспортной техники:




По факту же – Ми-24В (экспортное название Ми-35), крылья укорочены, но шасси оставлены убирающимися, рулевой винт классический трёхлопастной, в наличии «рога» системы оповещения СПО-15.

Шарик обзорного блока переехал на правый борт, на крыло повесили новый многоместный пилон под управляемые противотанковые ракеты «Штурм»/»Атака»:




Ещё один неоднозначный вариант с явным прицелом на платежеспособную заграницу.


МАКС-1999

Строевой Ми-24В:




Зачем припёрли этот раритет – загадка:




Более, однако, заинтриговал второй вертолёт:




Древняя модификация с оптическим «шариком» - явно для привлечения многочисленных тогда обладателей Ми-24Д/Ми-25:




Но без крыльев и прочего антуража смотрелось довольно убого. Очевидно, что на такую клюкву никто не клюнул, ибо товар нужно уметь показывать в самом лучшем виде.


МАКС-2001

Очередная модификация, на этот раз пушечная – Ми-24ПК-2:




Из видимых нововведений – только электронно-оптический обзорный блок на месте штатного от «Радуги-Ш»:




Вторая новая и снова пушечная модификация – Ми-24ПН («ночной»):




Про саму идею в Интернете достаточно много информации, нет смысла повторяться. По видимым изменениям – неубирающиеся шасси, обрезанное крыло и Х-образный рулевой винт. Интересно, но на фотографиях боевых ПН-нок последняя особенность не встречается.

Именно эта машина с б/н 11 достаточно оригинальна – до 1984 года выпуска. Её отличает расположение устройств выпуска ложных тепловых целей на обручах под хвостовой балкой. Из строевых машин есть только одна такая – с номером 31:




Подробнее про наличный парк Ми-24ПН планирую отдельную статью – материал практически собран.

Третий экземпляр произвёл удручающее впечатление – его даже не перекрасили:






Судя по отсутствию антенны радиокомандной линии, бывший Ми-24В уже лишён возможности применять управляемое ракетное вооружение:




Несколько отклоняясь от темы, посетим французский Ле Бурже в 2001 году. Там засветился старый знакомый из 1995 года:




Только уже с шариком прицельно-обзорного блока:




Кроме того, французы предлагали свои автоматические пушки для установки в штатные казематы Ми-24:




В следующем году этот же борт на немецкой выставке ILA-2002 уже с бортовым номером 77:




МАКС-2003

Не принёс ничего неожиданного, всё те же лица.
Будущий строевой Ми-24ПН б/н 28, камуфляж явно говорит о заграничном приоритете:




Ми-24ПК-2 б/н 101:




Эта модификация более выставки не посещала. Оба переделанных борта (101 и 102) сейчас в действующей армии:




МАКС-2005

И снова строевой Ми-24ПН с б/н 36:




Старый знакомый по Ле Бурже 2001 – Ми-35М уже на родине:




Этот облезлый перепил с наименованием Ми-24ВК-1 уже появлялся в эфире в 2001 году:




МАКС-2007

Разнообразия в рутину представлений внёс свежекрашенный Ми-24П в первозданном виде:




И опять строевой Ми-24ПН уже б/н 37:




Крайнее появление перепильного Ми-35М на люди:




Нужно сказать, что у него есть прямые наследники. В 2005-2007 годах 10 похожих вертолётов приобрела Венесуэла:




Очевидно, что при их изготовлении была использована технологическая оснастка, созданная для Ми-24ВП. В дальнейшем конструкция вертолёта была изменена и все последующие экземпляры имеют обычный вид серийных Ми-35М:




На МАКС-2009 и МАКС-2011 вертолётов семейства Ми-24 представлено не было.


МАКС-2103

В экспозиции постоял серийный вертолёт:




В показательных выступлениях принимал участие другой армейский Ми-35М:




МАКС-2015

Был представлен фактически серийный Ми-35М, но с установленным электронным комплексом бортовой обороны «Витебск»:




МАКС-2017

Снова та же машина с б/н 2302, он уже без «Витебска»:




МАКСу-2019 время ещё не пришло, но можно посмотреть машины, представленные на уже прошедшие форумы «Армия».


«Армия-2018»

Всё тот же б/н 2302, только в новомодном «клетчатом» камуфляже:




Из новых особенностей – повесили на него гроздь противотанковых ракет «Вихрь» с лазерным наведением:




Второму вертолёту с б/н 1108 промыл косточки ещё в прошлом году:




«Армия-2019»

Всё те же прошлогодние машины, только опять немного допиленные.

2302 вернули полноразмерное (!!!) крыло, правда, уже не пилоном под ПТРК, а с какой-то электроникой:






Всё остальное без видимых изменений.

1108 обозвали Ми-35П+ и он получил аналогичное крыло:




Плюс на него навесили управляемое вооружение, с которым он вроде бы и не должен уметь работать:




Некоторые технические особенности модификаций можно глянуть тут .


Заключение

1. После долгих лет зломытарств наконец-то сформировался единый облик модернизированного Ми-35М. И слава богу.

2. Предпринятые попытки модернизации парка советских Ми-24 оказались малоуспешными - в строю осталось всего несколько единиц Ми-24ПН и Ми-24ПК-2. Все остальные Ми-24П, Ми-24ВП и даже некоторое число Ми-24В так остаются в штатном боевом составе в первозданном виде.

3. На старых машинах не внедряются даже доступные возможности. Например, на них не видели композитные лопасти несущего винта и Х-образный рулевой винт. Видимо, вопрос в цене.

4. Нас долго убеждали, что неубирающиеся стойки шасси это круто. Но, опять же, при капитальных ремонтах вертолётов этого не внедряют. Очевидно, что выигрыш в массе (85-90 кг) легко парируется увеличенным лобовым сопротивлением в полёте, что снижает скорость и увеличивает расход топлива. И неизвестно, что ещё даёт большую экономии веса.

5. Неубирающиеся стойки шасси более целесообразны при изготовлении нового планера – они дешевле, нет необходимости выкидывать предыдущий комплект, можно использовать освободившиеся объёмы внутри фюзеляжа под другие цели.

6. Много копий было сломано относительно укороченных крыльев. И только сейчас дошло, что можно оставить его целиком на подъёмную силу и использовать законцовки для навешивания радиоэлектронных систем. Но больше сотни короткокрылых Ми-35М уже наклепали.

7. Можно сказать, что история Ми-24 походит к своему логическому завершению – вновь изготовленные борты уже не планируются. Конечно, для восполнения потерь и по иностранным заказам будут строиться единичные экземпляры, но не более того.

8. «Эффективные манагеры» пролезли и на самый верх вертолётной сферы. Один деятель запросто предлагает увеличить срок службы машин до 45 лет. Правда, ничего конкретного под эту идею у него за душой нет. Сейчас «Вертолёты России» находятся в глубоком кризисе, по всем канонам первыми должны увольняться управленцы, доведшие фирму до ручки. Однако, пока увольняют только работяг на «Роствертоле».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments