kloch4 (kloch4) wrote,
kloch4
kloch4

Categories:

Испытание временем




Практически вся история ударного вертолёта Ми-24 написана энтузиастами – ни КБ, ни серийные заводы, ни нынешняя корпорация «Вертолёты России» никаким образом не рекламируют свою продукцию.
В эпоху капитализма это даже несколько странно – товар нужно хвалить на всех углах. Так же отсутствуют официальные данные о движении техники по миру.

Если всё это касается Российской Армии, то понятно требование обеспечения секретности. Правда, оно уже не актуально в эпоху наличия фотоаппарата в каждом мобильном телефоне, доступности спутниковых снимков и множества любителей выложить интересные фотографии и воспоминания в учётные записи социальных сетей.

По этому приходится ориентироваться на источники информации, не имеющие 100%-й достоверности. Это накладывает отпечаток на мои статьи – они, скорее, носят ознакомительный характер, чем являются полноценными историческими документами.

В этот раз разговор пойдёт о достаточно редкой модификации «крокодила» - Ми-24ДУ (и его экспортной модификации Ми-25У).
С самого начала он задумывался как чисто учебно-тренировочный вариант. При этом, в отличие от самолётов-спарок истребительной и штурмовой авиации, в боевые полки не направлялся, а только в специальные учебные заведения.

Про одно такое ранее уже писал писал – это 784-й учебный вертолётный полк, что базировался в Киргизии на аэродроме «Фрунзе-1». На 2012 год там сохранилось 5 единиц нелетающих Ми-24ДУ.




Одного из них выставили на входе в виде экспоната:




Основным же эксплуатантом стало Сызранское авиаучилище. Нашёл упоминание, что в 1980 году туда пришло 28 машин:




Однако, в 2011 году 626-й учебный авиаполк, что базировался в городе Пугачёв Саратовской области был расформирован. К тому времени его материальная часть была в жутком состоянии – летающих вертолётов Ми-24 практически не осталось (своим ходом улетело всего 6 единиц, спутниковые снимки тех лет показывают более 50 единиц тушек Ми-24 без лопастей).




Что уже говорить о ветеранах – Ми-24ДУ все эти годы эксплуатировались по полной программе. На спутниковом снимке 2018 года вертолётов в Пугачёве почти не осталось. Скорее всего, большая часть Ми-24Ду была просто утилизирована – в настоящее эта модификация уже не используется в учебном процессе. На фото от 2011 года зафиксировано уничтожение материальной части, машины ещё в заводском окрасе:




Один борт, правда, попал в частный авиамузей в Самарской области:




Ещё две машины давненько были замечены в отстойнике 419-го авиаремонтного завода, что в посёлке Горелово в Ленинградской области:

б/н 77 (55):




б/н 90 (20)




(характерная примета – отсутствие лампы «Липы»).

Но и там сейчас пусто – невостребованные модификации Ми-24Р(ХР), Ми-24К, Ми-24Д и Ми-24ДУ, очевидно, пошли на металлолом.


Жаль, конечно, что на всю огромную Россию остался один-единственный Ми-24ДУ.




Заграницу тоже не сильно баловали. Две единицы попали в бывшую Чехословакию:






Обе эти машины уже давно не в боевом составе, а пополнили коллекции авиамузеев.
Словакия отказалась с 2001 года от эксплуатации Ми-24-х, сейчас во всю продаёт свои машины в Сенегал и Камерун (5 штук уже загнали). Чехи пока еще на своих летают, осенью прошлого года один вертолёт ударили об землю, уменьшив парк всего до 14 машин.

Ещё одна машина в ужасном состоянии была сфотографирована на аэродроме в Мозамбике:




Как она туда попала и вообще про её судьбу практически ничего не известно.

Четыре вертолёта были поставлены Индии. Первоначально они носили стандартный «азиатский» камуфляж (форма пятен аналогична советским Ми-24Д, только изменено цветовое решение):




Потом индусы перешли на собственный дизайн мышиного цвета.




Нужно отметить, что в 1999 году некоторые машины были в Ростове доведены до профиля Ми-35У (во всех изданиях звучит как экспортный вариант учебной модификации Ми-24В, но именно такие машины на заводах не выпускались):




Уникальную машину стали использовать не по назначению – отправив в составе миротворческого контингента в африканскую страну Конго, фото 2005 года:




Снимок из частной коллекции с датой:




Еще пару машин засветилось в Конотопе, одной укропы сделали капитальный ремонт и перекрасили:




Со второй же случился казус – совместными усилиями её отремонтировали и подпольно продали в Африку.
При подготовке этой статьи выяснилось, что хитромудрые индусы с ней на пару сплавили ещё, как минимум, один обычный Ми-25, который, замаскировали аналогичным способом:




Учебный вариант засветился в Руанде на фото с датой:




Возможно, он является единственным летающим экземпляром модификации Ми-24ДУ в мире:




Индийский же Ми-35У нашёлся на крайнем фото с учений в мае 2011 года:




Хиндустанцы, очевидно, потеряли интерес к «крокодилам» - парк машин стремительно сократился, они усиленно пытаются сляпать собственный ударный хеликоптер. Правда, первый блин получился совсем несуразным:






Заключение

Незавидно, можно сказать, сложилась судьба Ми-24ДУ, причём, во многом, по субъективным обстоятельствам.

Если по заграничным и киргизским машинам это было вполне ожидаемо (не в коня корм, как говорит русская пословица), то техника из пугачёвского полка стала жертвой сердюковщины. Странно, но этот деятель на самом деле нанёс огромный ущерб обороноспособности страны, и снова оказался на хлебном месте. И опять при нём пресловутый «Ростех» в вертолётной ипостаси снова ушёл в крутое пике.

Что касается армейской авиации, то именно сейчас в полной мере сказываются последствия его «реформ». Один только некомплект в 600 пилотов вертолётов чего стоит!

Характерно, что упадок прежде всего затронул ударную структуру – Сызранское авиационное училище лишилось учебной базы и материальной части именно по этому направлению.

Конечно, Ми-24ДУ уже устарел, машины 1980 года выпуска выработали ресурс. Но, как показывает практика, планер Ми-24 отличается большой живучестью и ремонтопригодностью.

Мне думается, что даже сейчас в такой машине есть необходимость – для первичного обучения пилотированию и поддержанию лётных навыков. Не имея дорогостоящих систем (вооружения и специальной электроники) он для этих целей вполне пригоден. То же самое можно сказать и про Ми-28 – ему так же крайне необходим учебный вариант с полным дублированием управления.

Обучение же боевому применению можно будет выполнять на полноценных вертолётах, при этом значительно экономя их достаточно дорогостоящий ресурс.

Эпоха Ми-24ДУ не прошла совсем уж бесследно. Именно на базе такой модификации был разработан самый массовый вариант машины – пушечный Ми-24П. На снимке опытный экземпляр вертолёта, переделанный из учебного Ми-24ДУ:


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments