kloch4 (kloch4) wrote,
kloch4
kloch4

Category:

Выпавшие из виду




В общем доступе достаточно много материалов по вертолётам Ми-24 в мире. Правда, по большей части они носят поверхностный характер и частенько противоречат друг другу. Более-менее объективную картинку можно почерпнуть из реестров техники (по заводским/бортовым номерам) и в коллекциях споттерских фотографий, которые прилично так структурированы. Но, всё одно, полнота наполнения в обоих случаях желает лучшего, конечно же, по объективным причинам.

В прошлом материале касательно «крокодилов» в Ливии за кадром оставил один вопрос – о пополнении их рядов из других стран. Главным источником этого самого пополнения оказалась другая африканская страна – Судан. Зная, как на чёрном континенте туго с информацией, а тем более с качественными фото- видеоматериалами, заранее был к этому готов.

В историю вопроса не буду особо углубляться. В разных источниках пишут о поставках следующее:

- в начале 90-х годов от 1-й до 4-х бортов Ми-24Д пришло из Киргизии;

- в 1996 году 6 единиц Ми-24В продала Белоруссия;

Найти объективных следов их пребывания там, к сожалению, не удалось

- начиная с 2001 года машины приходили исключительно из Российской Федерации.

Техника была штатная армейской авиации, капитально ремонтировалась на АРЗ, но без модернизации. Пишут, правда, что российские поставки были исключительно Ми-24П, но это не совсем так.

Достаточно компетентный камрад написал подробное сообщение на форуме.

Правда, топик прервался ещё в апреле 2012 года, иллюстрации на стороннем ресурсе тоже пропали.

Согласно ежегодных отчётов перед ООН поставки составили:

2001 - 12 единиц;
2002 - 2 единицы;
2004 - 4 единицы;
2005 - 12 единиц;
2006 - 4 единицы;
2007 - 4 единицы;
2008 - 4 единицы;
2009 - 4 единицы;
2011 - 8 единиц;
2012 - 4 единицы;
2014 - 4 единицы;
2016 - 8 единиц*;

* Начиная с 2015 года РФ забила болт на эту писанину. Цифры по 2016 году приведены согласно бортовым номерам засветившихся машин.

Итого получилось 70 вертолётов – внушительное количество, однако. Были бы они все в боевом составе, Судан был бы второй в мире страной по числу «крокодилов».

Но это же Африка – там войны идут без перерыва и на многих фронтах. Плюс крайне низкий уровень технической эксплуатации - по этим причинам парк техники без пополнений быстро растает.

Из одного документа, датированного апрелем 2016 года вытянул любопытную табличку:




Правда, два последних бортовых номера какие-то несуразные, ими можно пренебречь:

С моими изысканиями эти данные отличаются на 10 машин, снимков которых не нашёл. Плюс часть найденных здесь не фигурирует – скорее всего, они приказали нам всем долго жить.

В приведенной ссылке на форум упоминаются 10 потерь, ещё 4 запротоколированы за более поздний период в соответствующем разделе портала LostArmour . Достаточно большое количество машин просто сломалось и попало на кладбище при аэропорте Хартума. Исходя из такого бедственного положения, хозяева техники организовали на месте собственные мастерские по рихтованию матчасти. Там же их начали перекрашивать:




И даже удалять «бороду» абсолютно для них бесполезного прицела АСП-14:




Фотографии вертолётов сделаны в разное время и в разных местах. Я их немного отредактировал под нужды статьи, да простят меня авторы. Снимки расположил в порядке возрастания бортовых номеров, буду указывать только модификацию вертолёта.

Ми-24П б/н 911:




Ми-24П б/н 912:




Ми-24В б/н 913:




Ми-24В б/н 915 (уже на кладбище):




Ми-24 (модификацию не определить) б/н 916:




Ми-24П б/н 918:




Он же уже в Ливии:




Ми-24П б/н 920:




Ми-24П б/н 921:




Ми-24П б/н 923:




Ми-24П б/н 924:




Ми-24В б/н 925:




Ми-24 (модификацию не определить) б/н 927:




Ми-24В б/н 928:




Ми-24 (модификацию не определить) б/н 931:




Ми-24П б/н 932:




Ми-24В б/н 933:




Ми-24 (модификацию не определить) б/н 936:




Ми-24В б/н 938:




Ми-24В б/н 944:




Ми-24В б/н 946:




Ми-24П б/н 947 (уже в Ливии):




Ми-24В б/н 948:




Ми-24П б/н 949 (ещё в Чкаловске):




Ми-24 (модификацию не определить, на втором плане) б/н 950:




Ми-24 – пишут, что это б/н 951 (модификацию не определить, ещё в России):




Ми-24П б/н 954 (уже в Ливии):




Это на нём меняют опознавательный знак:




Ми-24В б/н 955:




Ми-24П б/н 956:




Ми-24П б/н 958 (уже в Ливии):




Ми-24П б/н 959 (там же):




Ми-24В б/н 960 (ещё в Чкаловске):




Ми-24В б/н 962 (в Ливии):




Ми-24 б/н 964 (модификацию не определить, снято в декабре 2014 года в России):




Ми-24П б/н 965:




Ми-24П б/н 966:




Ми-24П б/н 968:




Теперь техника, сфотографированная в России при её отправке в 2016 году, все Ми-24П:
















Очевидно, что в кадр не попал б/н 973.


Подводя итог, нужно отметить, что удалось объективно опознать всего 43 вертолёта. Вопреки данных ранних источников, большая доля и машин модификации Ми-24В. Значительные потери фактически обескровили боевую вертолётную авиацию Судана. Плюс ещё пришлось «поделиться» с ливийскими инсургентами. Так, что на нынешнем этапе этим африканцам поддерживать высокую степень боеготовности ударных сил достаточно проблематично. Думаю, в ближайшем будущем следует ожидать новых покупок.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments