?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Выпавшие из виду




В общем доступе достаточно много материалов по вертолётам Ми-24 в мире. Правда, по большей части они носят поверхностный характер и частенько противоречат друг другу. Более-менее объективную картинку можно почерпнуть из реестров техники (по заводским/бортовым номерам) и в коллекциях споттерских фотографий, которые прилично так структурированы. Но, всё одно, полнота наполнения в обоих случаях желает лучшего, конечно же, по объективным причинам.

В прошлом материале касательно «крокодилов» в Ливии за кадром оставил один вопрос – о пополнении их рядов из других стран. Главным источником этого самого пополнения оказалась другая африканская страна – Судан. Зная, как на чёрном континенте туго с информацией, а тем более с качественными фото- видеоматериалами, заранее был к этому готов.

В историю вопроса не буду особо углубляться. В разных источниках пишут о поставках следующее:

- в начале 90-х годов от 1-й до 4-х бортов Ми-24Д пришло из Киргизии;

- в 1996 году 6 единиц Ми-24В продала Белоруссия;

Найти объективных следов их пребывания там, к сожалению, не удалось

- начиная с 2001 года машины приходили исключительно из Российской Федерации.

Техника была штатная армейской авиации, капитально ремонтировалась на АРЗ, но без модернизации. Пишут, правда, что российские поставки были исключительно Ми-24П, но это не совсем так.

Достаточно компетентный камрад написал подробное сообщение на форуме.

Правда, топик прервался ещё в апреле 2012 года, иллюстрации на стороннем ресурсе тоже пропали.

Согласно ежегодных отчётов перед ООН поставки составили:

2001 - 12 единиц;
2002 - 2 единицы;
2004 - 4 единицы;
2005 - 12 единиц;
2006 - 4 единицы;
2007 - 4 единицы;
2008 - 4 единицы;
2009 - 4 единицы;
2011 - 8 единиц;
2012 - 4 единицы;
2014 - 4 единицы;
2016 - 8 единиц*;

* Начиная с 2015 года РФ забила болт на эту писанину. Цифры по 2016 году приведены согласно бортовым номерам засветившихся машин.

Итого получилось 70 вертолётов – внушительное количество, однако. Были бы они все в боевом составе, Судан был бы второй в мире страной по числу «крокодилов».

Но это же Африка – там войны идут без перерыва и на многих фронтах. Плюс крайне низкий уровень технической эксплуатации - по этим причинам парк техники без пополнений быстро растает.

Из одного документа, датированного апрелем 2016 года вытянул любопытную табличку:




Правда, два последних бортовых номера какие-то несуразные, ими можно пренебречь:

С моими изысканиями эти данные отличаются на 10 машин, снимков которых не нашёл. Плюс часть найденных здесь не фигурирует – скорее всего, они приказали нам всем долго жить.

В приведенной ссылке на форум упоминаются 10 потерь, ещё 4 запротоколированы за более поздний период в соответствующем разделе портала LostArmour . Достаточно большое количество машин просто сломалось и попало на кладбище при аэропорте Хартума. Исходя из такого бедственного положения, хозяева техники организовали на месте собственные мастерские по рихтованию матчасти. Там же их начали перекрашивать:




И даже удалять «бороду» абсолютно для них бесполезного прицела АСП-14:




Фотографии вертолётов сделаны в разное время и в разных местах. Я их немного отредактировал под нужды статьи, да простят меня авторы. Снимки расположил в порядке возрастания бортовых номеров, буду указывать только модификацию вертолёта.

Ми-24П б/н 911:




Ми-24П б/н 912:




Ми-24В б/н 913:




Ми-24В б/н 915 (уже на кладбище):




Ми-24 (модификацию не определить) б/н 916:




Ми-24П б/н 918:




Он же уже в Ливии:




Ми-24П б/н 920:




Ми-24П б/н 921:




Ми-24П б/н 923:




Ми-24П б/н 924:




Ми-24В б/н 925:




Ми-24 (модификацию не определить) б/н 927:




Ми-24В б/н 928:




Ми-24 (модификацию не определить) б/н 931:




Ми-24П б/н 932:




Ми-24В б/н 933:




Ми-24 (модификацию не определить) б/н 936:




Ми-24В б/н 938:




Ми-24В б/н 944:




Ми-24В б/н 946:




Ми-24П б/н 947 (уже в Ливии):




Ми-24В б/н 948:




Ми-24П б/н 949 (ещё в Чкаловске):




Ми-24 (модификацию не определить, на втором плане) б/н 950:




Ми-24 – пишут, что это б/н 951 (модификацию не определить, ещё в России):




Ми-24П б/н 954 (уже в Ливии):




Это на нём меняют опознавательный знак:




Ми-24В б/н 955:




Ми-24П б/н 956:




Ми-24П б/н 958 (уже в Ливии):




Ми-24П б/н 959 (там же):




Ми-24В б/н 960 (ещё в Чкаловске):




Ми-24В б/н 962 (в Ливии):




Ми-24 б/н 964 (модификацию не определить, снято в декабре 2014 года в России):




Ми-24П б/н 965:




Ми-24П б/н 966:




Ми-24П б/н 968:




Теперь техника, сфотографированная в России при её отправке в 2016 году, все Ми-24П:
















Очевидно, что в кадр не попал б/н 973.


Подводя итог, нужно отметить, что удалось объективно опознать всего 43 вертолёта. Вопреки данных ранних источников, большая доля и машин модификации Ми-24В. Значительные потери фактически обескровили боевую вертолётную авиацию Судана. Плюс ещё пришлось «поделиться» с ливийскими инсургентами. Так, что на нынешнем этапе этим африканцам поддерживать высокую степень боеготовности ударных сил достаточно проблематично. Думаю, в ближайшем будущем следует ожидать новых покупок.


Comments

( 5 comments — Leave a comment )
goussack_andrew
Jan. 7th, 2019 11:19 am (UTC)
>>бесполезного прицела АСП-14
что такое АСП-14? вроде тут стоит оптический прицел из состава радуги. или он как раз так называется?
кстати, если оптику радуги сняли, то зачем оставили обтекатель антенны из её состава?
kloch4
Jan. 7th, 2019 01:13 pm (UTC)
Сорри, АСП-17. Обтекатель остался просто как подножка для оператора.

goussack_andrew
Jan. 7th, 2019 05:13 pm (UTC)
а без АСП-17, вроде как, ми-24 перестаёт быть боевым вертолётом.. ну или стрелять он будет "куда-то туда"..
kloch4
Jan. 7th, 2019 06:12 pm (UTC)
У Ми-24П пушка ГШ-2-30 курсовая, для старых модификаций можно выставить и ЯкБ-12,7 в курсовое положение.
Для стрельбы из неё или пуска НАР достаточно кабинных прицелов.
В Африке никто и не собирался применять управляемое ракетное вооружение. В таком варианте можно летать и без оператора - он всё одно как пассажир.
Martin Gula
Jan. 9th, 2019 05:28 pm (UTC)
I confirm.. On the forums, we have had this South African mercenary, Col. Neall Ellis, having flown Mi-24Vs for the Sierra Leone Air Force off the base at Cockerill Barracks for years..
( 5 comments — Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel