?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




Узбекистан – крайне закрытая страна. О том, что происходит там на самом деле за её пределами известно очень мало, тем более это касается её армии.
В последнее время, правда, ей рисуют очень высокие рейтинги. На каком основании это делается мне не совсем понятно – достоверной информации оттуда очень мало. Исходить же из наличия советского наследия не совсем верно – это страна третьего мира, не обладающая никакой военной промышленностью, очень бедная, с малограмотным населением, под управлением средневековых князьков, с националистическими замашками и ничем не подкреплённым стремлением доминировать в регионе.

Особенно это касается авиации. В огромной стране осталось всего два действующих военных аэродрома, боевой состав бортов очень скудный. Огромное количество советской техники уже утилизировано или находится на приаэродромных кладбищах.

К рассмотрению будет предложен мой любимый тип летательного аппарата – ударный вертолёт Ми-24. Точных данных, сколько машин им досталось от СССР не нашёл, про продажи и потери всё тоже очень скудно. Пока будет просто ретроспективный рассказ, без особого углубления в историю вопроса.


1. Первым объективным фактом является спутниковый снимок в Гугле-мапе аэродрома Каган (Бухара) от 2004 года – на нём насчитал всего 20 машин, все явно нелётные.




Единственная найденная фотография оттуда:




Подписана «Mi-24P Hind-F 88 Bukhara 3-12-09 66th Separate Helicopter Regiment».

Ещё один вертолёт на постаменте (с разбитым фонарём командира) - где-то в районе военного городка:




К 2009 году вся техника с этого аэродрома уже исчезла.


2. Две машины нашлись на спутниковом снимке от лета 2004 года на задворках аэродрома Ташкент-Восточный:




Вскоре и они пропали. Нужно отметить, что в настоящее время этот аэродром полностью демонтируют:




Собираются строить новую роскошную воздушную гавань – среднеазиатские сатрапы соревнуются в стремлении как можно больше пустить пыли в глаза. При том, в их странах море нерешённых проблем.


3. Аэродром Карши-Ханабад. Ударные вертолёты появились там только в 2014 году и всего одно звено:




4. Аэродром Чирчик уже попадал в поле зрения.

Из «живых» там только четыре машины, на скрине из видео от января 2018 года три из них:




Известно, что один борт потерпел аварию в июле 2009 года.

Ретроспектива спутниковых фотографий говорит об изменении там числа наличных Ми-24 (всех, в том числе неисправных) с 2006 года (три единицы) до 14 единиц в настоящее время.

Чирчикские борты:




73-й в предыдущем раскрасе:




5. Коллекция других узбекских Ми-24 (без легенд).

Единственное фото Ми-24Р(ХР):




Пишут 2008 год:






65-й на видео от 2016 года:




Подпись под снимком гласит - «Вертолёт после восстановления, отбуксирован на ВПП для облёта. А, до восстановления была неудачная посадка, несущий винт и рулевой винт с частью киля были повреждены»:




Вертолёт-экспонат в авиаучилище:




Полной уверенности, что это Узбекистан, нет, но чел оттуда (данный Ми-24А ранее не светился):




В 2001 году этот безномерной борт выставлялся совместно с фирмой «Сагем» на авиавыставке во французском Ле Бурже:




Машина с довольно качественно приделанным электронно-оптическим блоком больше нигде не всплывала. Очевидно, были какие-то подводные течения, которые её унесли в неведомые дали:




Есть ещё фото от американской фирмы, занимающейся перепродажей военной техники – Ми-24В и два Ми-24Д:



Сообщается что это бы якобы бывшие узбекские вертолёты. Вызывает сомнение только наличие приёмных антенн систем контроля радиолокационного облучения («Берёзы»), что на советских машинах встречается крайне редко. Скорее всего, это заведомый обман.

Общий итог в 8 действующих машин как-то не впечатлил целевую аудиторию. Единственное, нужно отдать должное инженерно-авиационной службе ВВС – при отсутствии заводских капитальных ремонтов техники она смогла удержать в строю машины, которым по 30-35 лет.




Однако это не превращает ударную авиацию Узбекистана в настоящую силу – в случае падения американских марионеток в Афганистане отбиваться от ползучего из-за речки вооружённого фундаментализма будет почти не чем.
Поэтому узбекская хунта решила спрятать спесь в карман и захотела купить в России сразу 12 самых современных Ми-35. Планы были на 2018 год, который заканчивается, но про отгрузку машин пока тишина.

Рассказ был бы не полным, если не вспомнить ещё про одних узбеков – живущих в афганской провинции Балх. Именно её главный город Мазари Шариф на некоторое время стал центром ещё одной узбекской авиации в начале 90-х годов и до появления там талибов 8 августа 1998 года.

Фотоматериалов оттуда с гулькин нос. Вот этот борт сел на вынужденную посадку в феврале 1996 года, вокруг него уже тасуются талибы (б/н 113):




Ещё два номерных Ми-25, снятые в Мазари Шарифе, ранее в поле зрения не попадали:






Ввиду отсутствия продолжения они, скорее всего, сгорели в огне гражданской войны.

Есть ещё один проблемный момент – откуда то у душманов взялись два борта модификации Ми-24П (пушечные, б/н 111 и 112):






Машины старых серий (до 1984 года выпуска), никакой информации, что СССР такие поставлял ДРА, не нашлось. Выскажу предположение, что это всё-таки подарки от узбеков, живущих на северном берегу Амударьи.

Один из них, уже без лопастей несущего винта сфотографирован на аэродроме Кабула в 2012 году:




Есть и другой факт, связывающий две узбекские авиации. В 2005 году северная часть продала в Грузию один Ми-35.



(«рога» на своём месте)

Судя по наименованию это экспортный вариант Ми-24В. Как подсказали компетентные товарищи, заводской номер машины был 520974, первые три цифры однозначно указывают, что он из партии машин, поставленной в Демократическую Республику Афганистан в 1989 году.




Странное, конечно, дело. Когда одни американские вассалы отправляют воевать в Афганистан свои Ми-24 (Чехия и Польша) неся потери и расходуя в адских климатических условиях ресурс, другие вассалы за американские же деньги покупают через третьи руки афганские машины. Парадокс, крокодилы разбегаются по миру, как тараканы.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
23mai1975
Nov. 14th, 2018 08:38 pm (UTC)
Пишут про 42шт Ми-24 доставшиеся от СССР Узбекистану.
Афиногенова Ангелина
Nov. 15th, 2018 07:05 am (UTC)
Интересный момент: почему на душманских бортах №№111,112 люки опечатаны, как после штраф стоянки?
kloch4
Nov. 15th, 2018 03:20 pm (UTC)
Машины ежедневно (вернее, ежевечерне) сдаются караулу под охрану, двери при этом опечатываются.
Juraj Cheben
Nov. 15th, 2018 03:29 pm (UTC)
Those green Mi-24s are ex-Slovak machines. Five helicopters were sold so far, three to Senegal (0708, 0813, 0833) and two to Cameroon (0814, 0832). All V models overhauled in Poland.

Edited at 2018-11-15 03:30 pm (UTC)
kloch4
Nov. 15th, 2018 06:03 pm (UTC)
Спасибо за подсказку, действительно они:



( 5 comments — Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel