?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В небе Казахстана




На удивление, статья будет почти аполитичной.

Рассказ о Ми-24 в этой стране нужно начать с далёкого 1989 года. Именно тогда был сформирован 486-й отдельный вертолётный полк, причём слиянием отдельных вертолётных эскадрилий – 241-й ОВЭ (Хаслебен), 311-й (Шлоттгейм) и 345-й ОВЭ (Шлоттгейм). Это наложило определённый отпечаток на боевой состав, но об этом чуть позже. В 1992 году полк был перебазирован из аннексированной ГДР в Казахстан – сначала в город Аягуз, позднее в город Уч-Арал (другое произношение Ушарал, бывшая казачья станица Стефановская). Областным центром там был город Алма-Ата, ранее тоже казачий Верный.

В те времена боевые офицеры массово покидали малогостеприимные окраины, до середины 2000-х годов почти ничего определённого не известно. Только, по сообщениям разных источников, общее их число прибывших машин составляло 40-42 единицы.
Датой возрождения ударных вертолётных сил можно считать декабрь 2005 года – тогда были получены из капитального ремонта на ростовском вертолётном заводе первые четыре геликоптера Ми-24В:




Позднее было еще пару партий, все машины отличились единым узнаваемым окрасом:




Очень часто с той поры начали принимать участие в учениях, в том числе международных. Появилось множество качественных фото.

ОДКБ зажила своей отдельной военной жизнью:




Всего на фотосессиях было замечено 11 машин – все Ми-24В, кроме единственного Ми-24П б/н 30:




17 июня 2009 года был потерян один из бортов (экипаж, к счастью, уцелел). Какая именно машина точно узнать не удалось, нет и фото с места событий. Методом исключения (все остальные попали в кадр позднее) можно предположить, что это был борт №31:




Остальные машины:














Из боевого состава можно смело исключить три вертолёта, которые оказались на постаментах.

Ми-24В из экспозиции военного института сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского союза Т. Бегельдинова в Актюбинске:




В мае 2012 года его притянули к торговому центру Мега»:




Ми-24Д возле военно-инженерного института связи в Алма-Ате:




Ещё один Ми-24Д на выставке военной техники неподалёку от нынешней столицы Казахстана Астаны (ранее город Целиноград):




Остальные вертолёты бывшего 486-го полка всплыли неожиданным образом в 2014 году. После перебазирования вертолётной авиабазы в Жана-Семей (так сейчас называется левобережная часть города Семипалатинск), нелетающую технику выставили в свободную продажу по смешным ценам – от 7 до 25 тыщ (!!) бабасиков.
Оказалось, что таких машин аж 26 единиц трёх модификаций. Для наглядности свёл всю известную матчасть в таблицу:




И коню понятно, что это уже откровенные покойники безо всяких перспектив.

В 2012 году был объявлен тендер на ремонт двух бортов Ми-24В, где засветили два заводских номера:




Один из них был в перечне от 2004 года с уже упоминавшимися 13-ю покойными Ми-24В, другой ранее не светился. Судя по отсутствию новых машин в боевом составе, ничего путного не получилось.

Все вместе перечисленные вертолёты дают искомое суммарное число:

11 (отремонтированные) + 3 (экспонаты) + 26 (хлам) + 2 (заявленные в ремонт) = 42

Можно констатировать, что в Казахстан попала (привет от собирателей техники в ГСВГ, сформировавших такой странный полк) сборная солянка вертолётов всех советских модификаций Ми-24 («Д», «В», «П», «К» и «РХР»), кроме аквариумной «А» и выпущенной незначительной серией «ВП».

Что бы не выглядеть совсем уж фраерами ушастыми на фоне могучих вертолётных армад союзников по ОДКБ, Казахстан прикупил в начале 2017 года новую матчасть – целых 4 штуки самых современных Ми-35М:










Доведя, таким образом, боевой состав до полноценной эскадрильи «крокодилов».


Comments

( 1 comment — Leave a comment )
русин александр
Jul. 2nd, 2017 11:37 am (UTC)
вывод полка
486 ОВП БУ 8 Гв.ОА выведен из ЗГВ (аэродром Альтес-Лагер) в Аягуз 01.08.1991 года.
( 1 comment — Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel