?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry




Ещё с детства одной из моих самых любимых книг стало жизнеописание бравого солдата Швейка. Оптимизм, юмор, изощрённое издевательство над цесарскими оккупантами – казалось, что у этого народа после первой мировой бойни будет своё настоящее будущее, сорри за каламбур.
Но не срослось – сначала их предала Антанта в 1938 году, потом нацистская Германия выжала все соки, затем был длительный период глухого сопротивления Советскому Союзу. Но долгожданная «незалежалость» окунулась полным бесправием уже внутри НАТО и Евросоюза.

Не буду углубляться в политические дебри – это просто предыстория к рассказу о судьбе их ударных вертолётов Ми-24, этого проклятого наследия коммунистического тоталитаризма.

Расцвет армии Чехословакии приходится как раз на 80-е годы прошлого столетия – стабильные поставки техники от СССР, собственное производство в кооперации с советской военной промышленностью, хорошее обеспечение топливом, запчастями, ремонтами, постоянное проведение модернизации, полномасштабные военные учения.
Был создан большой задел на будущее – так, что живи и радуйся.

Не обижены они были и в ударной авиации – имелось в наличии 28 единиц Ми-24Д (плюс два учебных Ми-24ДУ), позднее были получено ещё 30 Ми-24В.

В 1993 году отделилась Словакия, забрав с собой 19 машин (8 «Д», 1 «ДУ» и 10 «В»). Там всё оказалось гораздо печальнее – уже к 2004-2005 году вся техника была снята с вооружения. Ми-24В последних годов выпуска не налетали и 20-ти лет.

90-е годы для Чехии ничем не примечательны. Постепенно были выведены за штат Ми-24Д, но покупателей на них, как на боевую технику не нашлось. Почти всем составом они разошлись по музеям и частным коллекциям. В это время сразу несколько заграничных фирм (на слуху ATE, BAE systems, SAGEM) пытались предложить свои варианты модернизации ранних Ми-24/Ми-25/Ми-35, коих в мире скопилось достаточное количество.




Российские производители тоже выставляли натурные образцы. Но разобщённость, природное жлобство и крохоборство младоевропейцев не оставили технике ни единого шанса.

Российская Федерация не стала более никого уговаривать, а самостоятельно запилила Ми-24ВМ/Ми-35М для своих нужд и надёжным партнёрам.




А хитровымаханные остались с но… с вертолётами в первоначальном виде и без всяких перспектив. В принципе, отказа от советской техники от них добивались в Париже, Берлине и Вашингтоне, но получилось всё гораздо хуже – закупать новое западное (отнюдь недешёвое) вооружение в товарных количествах они не в состоянии, с военно-технической точки зрения их армии превратились в полный шлак. «Милитари Баланс» уже давно не приводит количественных оценок летающих «крокодилов» в их рядах, ибо стыдится правды. Названная же цифра по армии Польши в 28 боевых единиц вызывает очень большие сомнения.

Но вернёмся к нашим ба… колбасочникам.
Оживление в вертолётных войсках произошло в 2003 году, когда Российская Федерация в счёт долгов СССР начала поставки новой техники – Ми-35 (17 единиц близких по комплектации к имеющимся на вооружении Ми-24В).




Единственный случай экспорта как авиатехники случился ещё в 2008 году, когда 6 машин были капитально отремонтированы и «подарены» армии Афганистана. В кавычках по тому, что когда вассалы отдают кому-то барахло по команде сюзерена, то про бескорыстие трудно говорить.




Результатом сокращения боевого состава стали излишки техники, скопившиеся к 2014 году на авиаремонтном заводе:




Хитрый план по их ремонту на продажу в Афганистан сорвался – аккурат в 2014 году, после того, как укропы завалили несчастный «Боиг-777» над Донбассом, НАТО и РФ ввели обоюдные санкции в военной области. С российской стороны они очень скользкие – технику боевого состава можно отремонтировать и купить к ней запасные части, но поставки б/у вертолётов третьим странам заблокированы на корню - нечего бизнес портить «Росвертолу».

В настоящее время пишут всего про 15 «живых» машин. Не бедная, в общем то, страна пошла по той же узкой дорожке резкого сокращения ударных сил армейской авиации. Если рассматривать отчёты ООН по движению вооружения, то в последние годы Чехия резко изменила приоритеты – экспорт почти прекратился, ударными темпами растёт импорт. Хозяева жизни поймали на крючок ещё одного клиента.

Следующим этапом в жизни стал недавно объявленный конкурс на лёгкий ударно-транспортный вертолёт, который должен заменить сразу Ми-2, Ми-8 и Ми-24. Первоначально в хотелках было 16 машин, но в этом году урезали осетра до 12. Странные и противоречивые выдвинутые требования как-то настораживают. Было сообщено, что такие сложные и дорогие (!!) вертолёты, как Ми-24 Чехии уже не по карману. С учётом того, что в истребительной авиации они сидят на арендованных шведских «Гриппенах» (всего 14 единиц, самый недорогой европейский самолёт такого класса), а своё небо уже собрались прикрывать совместно со словаками (у которых ещё старые МИГ-29), то про закупки настоящих ударных вертолётов можно забыть навсегда.

Сейчас идёт подковёрная борьба за место под Солнцем среди потенциальных поставщиков. По моему мнению, эти все «тендеры» организуются меняющимися с калейдоскопической быстротой политиками и военными с одной простой целью – ради откатов, взяток, да и просто бесконечных переговоров и заграничных поездок за чужой счёт. А так вроде бы все и при делах.


Прелюдия, однако, несколько затянулась, пора переходить к существу вопроса

Ремарка

Нужно отметить, что в начале 90-х годов «живые» машины были перекрашены в новый единый рисунок камуфляжа серых тонов, новые Ми-35 уже приходили такими. Это сделало весь парк достаточно оригинальным и узнаваемым, но уныло-однотипным.




Есть ещё один вопрос без ответа - в ООН-овском отчёте по вооружениям в статье «импорт из РФ» за 2006 год числятся три единицы Ми-35 с формулировкой: «Not attack, but for police purposes». Однако никакой другой информации по ним не нашёл.

В целях информативности, как обычно, сделал табличную форму – так нагляднее, особенно для чешских бортов, которые выглядят как братья-близнецы.

Ранее почти не обращал внимания на заграничные «крокодилы», но при изучении этого подследственного поразила система присвоения бортовых номеров – по последним четырём цифрам заводского номера. Как по мне – криво и нелогично. Но понятно – после кровавого мятежа 1968 года хотелось хоть в чём-то отличаться от клятых москалей.

В связи с тем, что из 77-ми чешских и словацких машин в строю осталось десятка полтора, то обзор будет скорее похож на путешествие по музеям и коллекциям любителям авиастарины. Но такова селяви, как выражаются на парижском жаргоне.


Ми-24Д ака Ми-25 ака Hind-D




Достаточно древние аппараты выпуска конца 70-х – начала 80-х годов, в силу ранней конструкции не имеющие работать с внешними подвесными топливными баками (ПТБ), не умеющие стрелять неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) С-8, а только маломощными С-5. То, что не умеет пулять «Штурмами-В» для Африки не критично – там ни кому и в голову не придёт покупать управляемые ракеты по 60 килобаксов за штуку. Для увеличения объёма топлива есть решение в виде внутренних баков.




С целью увеличения огневой мощи можно применять пушечно-пулемётные гондолы типа ГУВ-1/ГУВ-8700 или контейнеры УПК-23-250, но тут тоже есть проблема – ко всем машинам они не прилагались (в полках было всего по несколько комплектов).




Вопрос с увеличением калибра и мощности залпа НАРов так и повис в воздухе – без переделки машины уже не обойтись.

Таким образом, без капитального ремонта с доработками их было проблематично продать даже папуасам. В свете того, что на рынке геликоптерного секонд-хенда в это время царствовали демпинговавшие укропы с настоящими Ми-24В/П/РХР, то было совершенно резонно решено реализовывать технику как есть – в музеи и частные коллекции. Хоть какие-то гроши дадут.

Практически все машины ушли по такому назначению. В расследовании очень помог этот форум от чешских энтузиастов. Правда и у них есть белое пятно, вернее два: неизвестна судьба пары бортов – 0141 и 0143.

И ещё один момент - проданные за кордон машины, однако, не прошли по экспортному перечню ООН, за исключением попавшего в Израиль покойника.

0102 (33) – Военный музей демаркационной линии в Ракучанах. Родной номер закрасили, но нарисовали фейковый как на российских бортах. Уроды.




0103 – Авиационный музей в Hradec Kralove:




0140 – в городе Hluboke Masuvky:




0142 – во владении некого Andreas Seufzer:




0146 – город Bensheim, район Auerbach, земля Гессен в Германии:




0147 – в городе Фрайунг в Баварии, Германия:




0151 – экспонат в военной академии, Брно:




0214 – парк фирмы «Excalibur Army»:




0216 – частный музей в городе Zruc:




0217 и 0218 – просто списаны:






0219 – Автосалон Piet Smedts в городе Baarlo, Нидерланды:




0220 – Авиамузей при аэродроме Kbely, Прага:




0221 - Аэропарк в Зруче у Пльзеня:




4010 - Музей ВВС Израиля, авиабаза Хацерим:




4011 – Клуб по интересам «Aero Slovakia», город Нитра в Словакии:




Единственный их Ми-24ДУ, изготовленный в 1985 году уже в 2011-м оказался во всё том же пражском музее:






Очевидно, что выводить из боевого состава учебно-тренировочный борт с полным дублированием функций управления воздушным судном по двум кабинам можно тогда, когда принято окончательное решение про отказ от дальнейшей эксплуатации данного типа летательного аппарата.

Разрыв военных связей с СССР/РФ привёл к тому, что чешские курсанты уже не учатся в лётных и инженерных училищах, с уходом последних опытных кадров окончательно прервётся связь поколений техники и людей. Закупка же совсем иной иностранной техники потребует совсем других навыков, весь огромный накопленный багаж опыта настоящей ударной авиации будет утрачен навсегда.


Ми-24В (ака Ми-35)

Разделяются на две подгруппы – полученные в 1985-87 и 2003-2005 годах.




Первая группа к началу 2014 года уже фактически прекратила бренное лётное существование. Было сообщено, что 7 машин свезены на завод и готовятся к ремонту для Афганистана (таблица как раз и отслеживает эти борты: 0702, 0788, 0790, 0815, 0835 и 0839).




Но не срослось – хоть Чехия и старается максимально не отсвечивать в помощи укропской хунте, но есть серьёзные подозрения, что именно от них идут запчасти к БМП и Т-72. Попавшие под эмбарго вертолёты больше так и не появлялись на люди.




Пару бортов попала на постаменты:

0705 – на авиабазе в городе Часлав (Čáslav):




0709 – город Zehdenick в Германии, земля Бранденбург:




0789 – продан киностудии, которая его окончательно ушатала:




Вторая группа из самых новых машин тоже понесла некоторые потери – борт 3362 был подвергнут новому способу консервации в 2011 году:




После которой больше и не светился. Борт 3367 в 2008 году попал во всё тот же пражский музей (к сожалению, фото из отстойника пока только такие):






Замечу, что когда над крылатыми машинами ставят эксперименты в аляповатой раскраске, то их боевая жизнь обычно идёт под откос:




Таким образом, в боевом составе осталось всего 15 вертолётов – менее эскадрильи. Сколько из них «живых» точно не известно, на натовские учения они летают даже не звеньями – парами (2015 год, Италия):




Некоторые из них перекрашены в каких-то попугаев:






Или не пойми во что:






Но точку невозврата чехи уже пролетели, сами того не заметив. Их авиация из когда-то грозной силы перешла в категорию «Small aviation», по боевому составу и обученности уступая многим африканским ВВС. Оно и не удивительно, когда ты уже празднуешь фейковое освобождение от нацизма.




Post Scriptum

Уважаемая Диана Михайлова подтвердила , что 7 бортов были проданы в 2015 году в Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ)




Хотя в опубликованном отчёте на официозе ООН этой транзакции нет:
http://www.un-register.org/HeavyWeapons/CountryDetail.aspx?Register_Id=13413

Странно, конечно - пол-эскадрильи ударных вертолётов втихую уплыли в грязные лапы арабских сатрапов.
Предполагаю, что это ремфонд 2014 года:

730702 24В №168 1986 ЧССР
730710 24В №168 1986 ЧССР
730788 24В №168 1986 ЧССР
730790 24В №168 1986 ЧССР
730815 24В №168 1986 ЧССР
730816 24В №168 1986 ЧССР
730839 24В №168 1986 ЧССР

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
Алексей
May. 12th, 2017 09:41 pm (UTC)
Как обычно, познавательно.
johnleehooker
May. 12th, 2017 09:42 pm (UTC)
Да на что им армия-то с вооружениями? С соседями тёрок нет никаких. Если придёт БП, что с Запада, что с Востока, то 20-30 вертолётов - самолётов рояли никакой не сыграют. Так что расслабляться и пить пиво, как они всегда и делали последние 2 века.
hrun_morjov
May. 13th, 2017 05:58 am (UTC)
Так что расслабляться и пить пиво, как они всегда и делали последние 2 века.
----------
ну да и хренячели в три смены клепая оружие для гитлера..
johnleehooker
May. 13th, 2017 10:21 am (UTC)
Пральна, а на эти деньги пили пиво. А потом для нас тоже самое. Теперь для США. Лепота. Мораль - какая-такая мораль?
Standa Železný
May. 15th, 2017 07:50 pm (UTC)
Б/Н 3370
Раскраска этого борта "под историю" - в стиле камуфляжа B24 Liberator 311. чехословацкой ескадрильи RAF времени войны. В чешской авиации сейчась такое встречается, недавно нерекрасили один L159 под "Спитфайр". Для авиашоу - самое то.
( 5 comments — Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel