?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Несущий смерть врагу

Память о войне хранится не только в душах её участниках, другим её проявлением становятся памятники. В том числе боевым машинам, сыгравшим огромную роль в сражениях.

Ударный вертолёт Ми-24 стал настоящим символом войны в Афганистане, потом он достаточно ярко проявил себя и в двух, недоброй памяти, «пластилиновых» войнах. За что ему на Родине было поставлено множество памятников, он представлен в разных музеях и экспозициях.





Война на Донбассе не принесла Ми-24 никакой славы – боевые машины оказались в руках мятежников-бандеровцев, боевой путь оказался коротким и практически безрезультатным. Понеся чувствительные потери, хунтолетуны не записали на свой счёт ни единого удачного боевого эпизода. Так что увековечивать фактическое поражение не стали – даже для переможников-свидомых это оказалось невозможным.




Материал для этой статьи добыт в открытых источниках, да и на специализированных форумах компетентные люди многие годы ведут реестры авиатехники. Но собранной воедино информации по всем доступным для всеобщего обозрения вертолётам Ми-24 не видел. Первоначально планировал осветить технику по всему миру, но российский вклад оказался достаточно обширным – так, что заграница пока подождёт.


Предисловие

Тут нужно дать краткое примечание касательно серийных модификаций вертолёта:
Ми-24А – первый боевой вариант, выпущенный не очень большим количеством. Внешне отличается кабиной-«аквариумом»;
Ми-24Д – принял общеизвестный облик «стрекозы», вооружён пулемётом ЯкБ-12,7 в носовой турели, НАР С-5 и противотанковыми ракетами «Фаланга»;
Ми-24В – получил возможность применять НАР С-8 и перевооружён на управляемые ракеты «Штурм-В»;
Ми-24П – оснащён очень мощной двуствольной курсовой пушкой ГШ-2-30, в остальном аналогичен Ми-24В (но научился носить 8 «Штурмов» вместо 4-х).
Ми-24ВП – последняя советская модификация вертолёта, выпущенная очень незначительной серией (пишут про 25 экземпляров). Лучший вертолёт «холодной войны», сильно отличается внутренней аппаратурой, в носовой турели установлена двуствольная авиационная пушка ГШ-23Л;
Ми-24К – летающий корректировщик артиллерийского огня, вооружён пулемётом ЯкБ-12,7 и может применять блоки НАР С-5/С-8;
Ми-24ХР(Р) – радиохимический разведчик, по составу вооружения аналогичен «К». В народе из-за большей благозвучности зовут «РХР».
Все модификации (кроме «А») имеют одинаковый планер и силовую часть, но сильно отличаются начинкой.


Техника от производителя

1. В музее московского вертолётного завода имени М.Л.Миля выставлен этот Ми-24П:




Второй имеющийся экземпляр очень редкой модификации - Ми-24ВП:




3. Возле ростовского вертолётного завода – Ми-24В с полным комплектом вооружения:




Ещё один борт установили в самом городе Ростов-на-Дону – возле ДГТУ:




4. Дальневосточный город Арсеньев многие годы выпускал эти машины, в ночном полёте Ми-24В с б/н 23:




В заводской экспозиции ещё две машины.
Ми-24П, почему-то с тем же номером 23:




Первенец – Ми-24А:




5. Возле 121-го авиаремонтного завода в Кубинке – Ми-24Д:




6. Питерской 419-й ремонтный завод охраняет Ми-24В:




Нерезиновая столица представлена достаточно широко.

7. Ми-24А возле военной академии Генерального штаба вооруженных сил Российской федерации:




8. Экспозиция авиации на Ходынском поле в последние годы существования производила тягостное впечатление – ещё один Ми-24А:




В 2016 году уже оказался на аэродроме Медынь в Калужской области:




Изуродованный вандалами Ми-24Д:




Недавно он перекочевал в подмосковный музей Вадима Задорожного:




9. Парк Победы на Поклонной горе – Ми-24Д:




10. Центральный музей Вооружённых сил – Ми-24А:




11. Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А. Гагарина, учебные образцы:






12. Это не совсем музейный экспонат – Ми-24В как реклама фирмы в Кунцево:




Плавно перелетаем в Подмосковье

13. Зеленодольск – Ми-24В (на который повесили направляющие для «Фаланг»):




14. Люберцы – Ми-24В:




15. Монино, музей ВВС, сразу три вертолёта – Ми-24А и два Ми-24В:




Ещё один Ми-24П имеется в убитом состоянии на задворках:






16. Одинцово – Ми-24П:




17. Кубинка, Парк «Патриот» – Ми-24В:




Дальнее Замкадье

18. Город Торжок Тверской области - 344-й центр боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации.

Ми-24Д на главном входе:




Ми-24А:




Ещё один Ми-24Д:




Ми-24В пилотажной группы с ампутированным прицелом:




19. Самарская область тоже не пасёт задних.

Учебный аэродром Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П.Королёва – Ми-24А:




Село Хворостянка – Ми-24В:




Этот борт пока в процессе монтажа в каком то любительском музее – Ми-24Д:




20. Пермь – Ми-24А:




21. Брянск, музей «Партизанская поляна» – Ми-24В:




22. Барнаул – единственный в этом показе Ми-24К:




23. Тольятти, технический музей АвтоВАЗа – Ми-24В:




24. Сызрань – Ми-24Д:




25. Саратов, музей на Соколовой горе – Ми-24В с приколхозенными поверх пусковых "Фаланги" тубусами от «Штурмов»:




26. Совсем рядом, на другом берегу Волги, – Ми-24В в музее дальней авиации, город Энгельс:




27. Чувашия, город Канаш – Ми-24В:




Еще один Ми-24В в чувашском селе Яльчики:




28. Город Будённовск Ставропольского края – Ми-24В с излишним числом тубусов:




29. Уфа – Ми-24А на территории кадетского корпуса:




Ещё один Ми-24В на территории военкомата:




30. Калуга – Ми-24В:




31. Екатеринбург, музей ВВС и ПВО – Ми-24В:




32. Тюмень – Ми-24В (на фото в процессе установки):




33. Город Кореновск Краснодарского Края, на входе в 393-ю авиабазу – Ми-24В:




Ещё один очень ухоженный внутри:




34. Йошкар-Ола – Ми-24В




35. Санкт-Петербург – Ми-24А на площади Мужества:




36. В расположении 319-го авиаполка на аэродроме «Черниговка» в Приморском крае – Ми-24В:




38. Деревня Алагатово Всеволожского района Ленинградской области – Ми-24В:




37. Музей «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме (пригород Екатеринбурга) – Ми-24В:




39. Учебный аэродром Иркутского ВВАИУ – Ми-24Д:




Там же Ми-24Д в учебном классе:




40. Оренбург, в парке посёлка Ростоши – Ми-24П:



41. Полигон "Дубровичи" под Рязанью - Ми-24В. На табличке надпись: "Установлен в честь памяти командира экипажа пилотажной группы "Беркут" полковника Бутенко Игоря Владимировича":




42. Ульяновск, выставка боевой техники возле суворовского училища (лучшего фото не нашёл, скорее всего Ми-24Д):




43. Музей Выборгского АТУ ГА в посёлке Харитоново Ленинградской области - Ми-24А:




44. Подмосковное Долгое Ледово, учебная площадка МЭИ - Ми-24А:




45. Военный городок в станице Егорлыкская, Ростовская область - Ми-24В:




46. Город Цхинвал, Южная Осетия:




47. Этот Ми-24В на аэродроме под Тамбовом:




Ранее состоял на полевой базе Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища радиоэлектроники:




48. Ми-24Д на территории 810-го авиаремонтного завода в городе Чита:




Стоит он там очень давно, фото от января 1986 года:




Есть ещё несколько машин, для которых не удалось установить место расположения:






В целом, коллекция собралась очень представительная, однако ни одного Ми-24РХР не нашлось. Этот тип был замечен в приличном числе (более десятка) в отстойнике 419-го авиаремонтного завода:






Ценности для Российской армии они не представляют, экспортный потенциал равен нулю (а отдавать за бесценок, как укропы – только вредить продажам новых бортов), модернизировать к какому-то современному профилю не целесообразно.
По моему мнению, РХР – как раз самый красивый из всего семейства Ми-24, сейчас его место именно в пилотажных группах.




Та же картина и с корректировщиками артиллерии – они тоже оказались тупиковой ветвью эволюции:




Можно ожидать ещё пополнений в частных коллекциях – этот отреставрированный Ми-24В выставлен на свободную продажу:




Comments

( 8 comments — Leave a comment )
komariv
Apr. 23rd, 2017 05:53 pm (UTC)
//По моему мнению, РХР – как раз самый красивый из всего семейства Ми-24//
+1.
Алексей
Apr. 23rd, 2017 06:29 pm (UTC)
Ещё были Ми24 ДУ в учебном полку Пугачев, в передней кабине был установлен пульт отказов для обучения курсантов.
controvka
Apr. 23rd, 2017 06:51 pm (UTC)
Пушка "ГШ-2-30".
eagle_rost
Apr. 23rd, 2017 06:54 pm (UTC)
2 ая часть 3ий фотографии это не центр Ростова, а район Сельмаша.
Сельмаш далеко от центра. Там филиал ДГТУ.
nopox_u_unpum
Apr. 23rd, 2017 11:21 pm (UTC)
> Плавно перелетаем в Подмосковье
> 13. Зеленодольск

Разве он не в татарстане? 0_о
kloch4
Apr. 24th, 2017 03:11 pm (UTC)
Сорри, напутал.
morvin565
Apr. 25th, 2017 10:58 pm (UTC)
Как это не было ни одного удачного боевога эпизода? Да вот с самого начала возмем, когда крайне эффективно зачистили крышу ДАПа от коренных жителей Бамбаса, несколько рефрижераторов которых, потом вывезли в Ихтамнетостан. На той же Саур-Могиле качественно поучаствовали, сколько блок-постов разьебали, ай-ай-ай, пиздим, батенька, пиздим...
doktoraikasap
May. 9th, 2017 11:01 am (UTC)
Каких к хуям КАМАЗов? Известные потери в ДАПе - friendly fire, отступающие из аэропрта попали в зазасду ополченцев возомнивших что это укропы наступают. После этого фейла к Стрелкову народ повалил толпами, под руководством дураков служить не хотели. Успешным можно признать комбинированные действия украинских вертолетов и штурмовиков в ДАПе и на пропускном пункте Марьинка. В отличии от Славянска донецкие ополченцы не смогли организовать эффективное ПВО. Украинским летчикам очень повезло. Но эту проблему быстро решили и украинская авиация в небе ЛДНР больше не появлялась.
( 8 comments — Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel