kloch4 (kloch4) wrote,
kloch4
kloch4

Category:

Между молотом и наковальней

Давний оппонент настаивал, что бы я выдал на гора статью про танк Т-64БМ «Булат». Дошла очередь и до него, родимого.




Не буду расписывать достоинства и недостатки, особенности конструкции и прочие дела – об этом море информации в специализированных изданиях. Про боевое применение тоже в другой раз. Сейчас рассмотрим только саму материальную часть в количественном выражении.


1. Предсерийные образцы

Эти машины отличаются внешне – на своём месте остался инфракрасный прожектор «Луна» и на крыше башни отсутствует датчик ветра. Танк с бортовым номером 269 торчит на свежем воздухе в Гончаровском, в расположении 1-й танковой бригады:




Неведомыми путями в 2013 году 129-й оказался на житомирском бронетанкоремонтном заводе:




Остальные до войны хранились в 1-й танковой бригаде:






Один даже перекрасили и демонстрировали широкой публике в октябре 2015 года в Чернигове, выдавая его несведущим простакам за настоящий «Булат»:




Другие в это же время убыли на полигон «Яворов» в Львовской области:




Интересно, что одна из машин имеет полосы быстрого распознавания, но принимала ли она участие в боевых действиях доподлинно неизвестно:




Один танк точно на ходу, перекрашен и используется в 2016 году в качестве учебного:




Всего насчитал десять недоперепиленных танков (б/н 129, 269, 661-664, 666-669).


2. Танки в учебных заведениях

Информация не носит полностью достоверного характера, только метод дедукции.

Одна машина в Яворове, б/н 117, второе фото свежайшее:






Ещё одна в учебном классе – место пока не определил, фото от 2014 года:




Танк б/н 629 попал в НТУ ХПИ:




Там он был сначала на одной выставке:






Потом перекрасили в новомодный клетчатый камуфляж и перетянули в другое место:




В 169-м учебном центре сухопутных войск "Десна" тоже были свои «Булаты» (б/н 377, 378 и 379). Но с началом войны на Донбассе последние два были замечены на фронте:






Уже летом 2016 года там появились другие свежекрашенные машины – б/н 523:




И две безномерных, но подозреваю, что это его братья 521 и 522:




Есть ещё один танк, явно выведенный из боевого состава. Его продемонстрировали осенью 2015 года в новомодном «клетчатом» камуфляже и после этого он как-то пропал:




Суммарно в учебных частях находится не менее 6 единиц Т-64БМ.


3. Боевой состав

На основании собранного коллективом камрадов на портале http://lostarmour.info каталога сделал сводную таблицу:




Она и нарисовала общую картину. Тут нужно дать некоторые пояснения:

- жирным шрифтом выделил опознанных участников боевых действий;
- б/н 101 и 102 – перемаркированные 621 и 622, но последний был на войне;
- б/н 500 – перекрещённый 623:






- б/н 103 засветился уже в 2016 году и нанесён нестандартно;
- б/н 672 числится в потерях, но его же присвоили другой машине (с точки зрения африканских предрассудков явный нежилец).




Графически проявилось, что по факту в 1-й танковой бригаде всего два батальона Т-64БМ – второй (с б/н 67х, 68х и 69х) представляет собой более-менее стабильную структуру, но для полного комплекта недостаёт ещё трёх танков (по штатному расписанию 31 единица).

Первый же батальон как сборная солянка - первая и третья роты укомплектованы, но вторая рота сплошная дыра. Зато много номеров машин вне классификации, но замеченных на фронтах.
Скорее всего, происходило достаточно хаотичное наполнение маршевых рот и батальонов той техникой, что банально смогли завести.






Общее количество боеготовых танков оказалось ровно 60 единиц. Если учесть, что не все могли попасть на фронте в кадр, можно допустить ещё парочку, и в общем итоге, даёт два полных танковых батальона.

Всего до войны было модернизировано 85 танков до профиля Т-64БМ, но не менее 20 из них так и не попали в действующую армию. В потерях числится 17 танков, в трофеях ополчения 3, ещё 6 подбитых и эвакуированных, но с неизвестной дальнейшей судьбой. Таким образом, общие потери составили до половины боевого состава. Значительное число танков длительное время находилось и находится на харьковском паровозном заводе:








Интересно, что очень много фотографий оттуда разных машин - похоже, что весь парк оставшихся Т-64БМ успели перебрать:














А потом выдавать за новые:






Понятно, что в такой ситуации времени и ресурсов на попил танков Т-84 «Оплот-М» для Таиланда катастрофически не хватало.


4. Оценка результатов расследования

Нужно признать, что на начальном этапе войны эти танки дали укропу очевидное преимущество на Луганском фронте. Фото их колонны возле КПП «Красная Таловка» на границе с Россией:




С прибытием на фронт второго батальона (что снято на видео):

10 июля 2014


Нацики ввязались в Лутугинскую авантюру, когда не смогли взять Луганск лобовыми атаками, решили его окружить с западной стороны, начиная с Сабовки:




Потом, форсировав трассу Луганск-Донецк в Весёлой Тарасовке вышли к Лутугино:




Затем последовал бросок в Луганский аэропорт:




И в Новосветловку:




Таким образом, вермахт растянул свои опорные пункты и коммуникации на полторы сотни километров вдоль одной линии, что, в конечном итоге, и привело к окружению всей группировки. Один из «Булатов» отснят на лутугинском заводе прокатных вальцов, где нацики пытались закрепиться, уже находясь в котле:




Но большая часть Т-64БМ просто свалила из намечавшегося окружения, пользуясь подвижностью и высокой защищённостью, своим ходом они рванули аж до Купянска. Этот финт ушами привёл к коллапсу всей окружённой группировки. В результате наступившего перемирия личному составу, правда, дали уйти, но без вооружения.

В дальнейшем «Булаты» светились на разных участках фронта в ЛНР и ДНР, но никаких особых «подвигов» за ними не замечено.




Даже в известной атаке механизированного батальона 1-й танковой бригады в районе села Петровское в феврале 2015 года поддержку обеспечивали другие машины, в том числе из 72-й механизированной бригады. Это говорит о том, что матчасти уже не хватало и для собственных операций:




В дальнейшем Т-64БМ эпизодически появлялись то под Волновахой, то выезжали на учения в Херсонскую область, в общем, ничего примечательного.




В целом же можно определённо сказать, что вся эпопея с перепилом под названием «Булат» оказалась большим пшиком. На них были потрачены большие силы и средства, но к настоящему времени в строю остался всего один батальон из почти ста танков, пошедших «под нож». Причин тут много, назову только основные:

1. Заложенные в него дорогостоящие возможности по системе управления огнём и применению управляемого вооружения оказались практически не востребованы на этой войне.

2. Резко увеличенный вес машины (свыше 46 тонн) на той же наследственной ходовой части Т-64 (по техническому заданию 36 тонн, причём запаса прочности особо не было) вызвало множество проблем.

3. По всей видимости, ремонтировались очень старые танки (Т-64Б без установленной динамической защиты, ибо нет необходимости удалять бонки). Брались они либо с «хранения», либо из действующих частей. Во втором случае ожидаемо, что их командование сплавляло самые «убитые» танки.

4. Неремонтопригодность в полевых условиях и необходимость выполнения гарантийных обязательств, привели к тому, что танки беспрерывно возили с фронта на завод и обратно (250-300 км в одну сторону). Это сильно подрывало боеспособность подразделений.




5. Общий низкий уровень эксплуатации. Но что можно ожидать от армии селюков?






5. Оставшиеся танки продемонстрируют на очередном светопредставлении хунты, только несчастному народу не хотят доложить, что это уже фактически третья часть от всего парка такой техники. Давать в зубы России уже почти нечем.




Недавнее видео (датировано 17.08.2016) – на паровозе везут три «Булата», семь Т-64БВ и один кустарно огороженный динамической защитой Т-64Б. Три в одном, как говорят в рекламе – только здесь такая смесь разной матчасти показательна в ином смысле:

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments