?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Среди специалистов и просто любителей бронетехники много лет идут споры о сравнительных преимуществах и недостатках основных боевых танков Т-64 и Т-72. Жизнь, однако, расставила всё по своим местам, но не благодаря конструктивным особенностям, а по причинам, не имеющим прямого отношения к технике.

Именно то, что Т-64Б/БВ оказался на вооружении бандеровской армии поставило жирную точку в его военной карьере. И дело не очень далёкого времени, когда ещё оставшиеся в строю машины окажутся в потерях или на свалках.

Разработчик в лице ХКБТ имени Морозова в своё время разродился программами модернизации Т-64БМ «Булат» и Т-64Б1М «Конго», которые уже похоронены из-за бесперспективности и банального отсутствия ремфонда. Даже притянутые с фронта «инвалиды» заполнили ППД частей без особых надежд вдохнуть в них жизнь.




Таким образом, Т-64 не повторил судьбу многих советских танков, которые после снятия с вооружения расползались по всему миру и служили ещё долгие годы.

Спешное возвращение в строй Т-72 ( http://kloch4.livejournal.com/15142.html ) и Т-80 ( http://kloch4.livejournal.com/16747.html ) как лучшее тому подтверждение.

Для меня, как инженера – двигателиста Т-64 с точки зрения силовой установки является выдающейся машиной. Снять такую мощность на таких массо-габаритных показателях и при технологических возможностях СССР 60-х годов является серьёзным достижением. Кроме того, эта машина стала массовой, достаточно быстро заполнившей войска - это уже огромный плюс промышленности.
По моему мнению, перевооружение Советской Армии в конце 60-х начале 70-х годов наземной техникой нового поколения (Т-64, БМП, БТР-70, 2С1, 2С3, БМ-21/27 и пр.) наиболее адекватно было оценено именно руководством империалистических стран. До них дошло, что победить СССР в военном противостоянии будет уже невозможно даже совместными усилиями всего блока. Но одряхлевшие руководители самой большой страны на планете земля не могли уже остановить разогнавшийся каток военных приготовлений, следствием чего стал распад СССР.
Одной из жертв этой милитаристской паранойи стал танк Т-64, который наклепали в немыслимых количествах. Недавно увидел его стоимость в те годы – 130 тысяч рублей, что на тот момент составило более 500 средних зарплат. Перефразируя известное немецкое выражение «пушки съели масло».

Именно огромное наследие СССР и позволило укропу выкатить на Донбасс значительную группировку Т-64 – несколько сотен машин. Прошло бы даже ещё с пару десятков лет без майданов и войн, оставшиеся Т-72 были бы распроданы за бесценок, а Т-64 пришлось бы всё одно выводить из боевого состава по причине исчерпания ресурса. Но история ускорила сиё действие.


Насколько же разные эти танки в силовой части, наглядно видно на фотографиях процесса ремонта:

1. Т-64 с оппозитным горизонтальным двухтактным дизельным двигателем типа 5ТДФ.
Учебный экспонат:




Сам двигатель очень небольшой (здесь покоится деревянном ящике), позади него лежит крышка моторного отсека как единое целое с эжекционной системой охлаждения:




Вид сверху на двигатель в МТО:




2. Фотосессия процесса полевой замены V-образного четырёхтактного дизельного двигателя В-46 танка Т-72:
Прибыла передвижная мастерская:




Извлечение:




Демонтированные двигатель и крыша МТО:




Пустое МТО, виден картер:




Двигатель на замену – не новый и не из капремонта – выдают побелевшие выхлопные патрубки цилиндров:






Уже на своём месте:




Для сравнения недавнее фото, сделанное на львовском бронетанкоремонтном заводе – двигатели после капитального ремонта:

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
dartii
May. 16th, 2016 01:16 pm (UTC)
в бытность службы в укр армии первых лет ее существования Тогда было всего и много и был придуман хороший способ списания танковых движков
В масло добавляли крупную стружку из под токарного станка и все это заливали в движок
Движок понятно стучал и его меняли на новых со склада а стуканувщий движок по документам отправляли на завод а в реальности его тут же крушили на цветмет В 90 годы цветметаллы стоили дорого Их тогда куда в венгрию вывозили вроде бы
И так убивали все до чего могли дотянутся

Edited at 2016-05-16 01:16 pm (UTC)
moshushi
May. 16th, 2016 02:22 pm (UTC)
Недавно увидел его стоимость в те годы – 130 тысяч рублей, что на тот момент составило более 500 средних зарплат

Как-то безумно дешево.

А в чем вообще смысл в СССР производить одновременно три типа основных боевых танков? Почему не выбрать один - и производить на всех заводах его?
el_vitaliko
May. 16th, 2016 03:08 pm (UTC)
смысл в отсутствии мощностей....главная проблема советской промышленности всегда была в отсутствии массового качественного станкостроения, вот и приходилось выкручиваться и подбивать каждый из ОБТ под имеющееся оборудование на определённом заводе....т-64 - ХТЗ, т-72 - Уралвагонзавод, т-80 - ЛКЗ
eastdiary
May. 16th, 2016 08:19 pm (UTC)
Ну и конкуренции между заводами, не слишком здравой как по мне)
nukemall
May. 16th, 2016 02:39 pm (UTC)
Для меня, как инженера – двигателиста Т-64 с точки зрения силовой установки является выдающейся машиной. Снять такую мощность на таких массо-габаритных показателях и при технологических возможностях СССР 60-х годов является серьёзным достижением.

Значит хреновый вы, батенька, двигателист.
Сам по себе двигатель 5ТД является развитием немецкого авиационного дизеля фирмы "Юнкерс" впервые представленного аж в 1923 году. В авиации да ещё для высотных дальних самолётов недостатки двухтактного дизеля были вполне терпимы но "на суше" эта адова конструкция имеющая очень "острое" распределение крутящего момента и на большинстве режимов бесполезно выбрасывающая топливо в выхлопную трубу показала себя не очень хорошо. Это не говоря про сложную конструкцию(поршень из 11 основных деталей) и требовательность к качеству ГСМ. При проведении сравнительных испытаний Т-64/72/80 по расходу топлива Т-64 был на втором месте но по затратам на обслуживание на первом.
militarizm
May. 16th, 2016 03:26 pm (UTC)
Где вы такое откопали? Это развитие американского тепловозного дизеля , поставлявшегося по ленд-лизу.
andyflowers
Jan. 25th, 2018 09:00 pm (UTC)
*****vetrabotnik.narod.ru/Texts/TWW/Germany/Luftwaffe/JunkersMotors/JunkersMotors2.htm
winwars
May. 16th, 2016 10:25 pm (UTC)
Вы неправы. Недостатки сабжевого двигателя свойственны всем турбинированным двухтактным двигателям вообще - больший расход топлива, чем у четырёхтактного с меньшей литровой мощностью, большая требовательность к параметрам ГСМ, больший расход масла и высокий крутящий момент лишь на режиме оборотов, близких к максимальным. А вовсе не пресловутая "адова конструкция авиационного дизеля фирмы "Юнкерс". На счёт "Юнкерса" Вам уже справедливо заметили также.
К слову сказать, "крайние" версии В-92С2 и В-92С2Ф/В-93 (которые на стенде свыше 1000 л.с. выжимают) аналогично требовательны к ГСМ и имеют "острое" распределение крутящего момента. Уйти от последнего можно лишь с помощью ГОП или электротрансмиссии (что дорого и практически необслуживаемо "в поле" + низкий КПД, требующий завышать мощность двигателя, для передачи "на колесо" равной мощности, что означает и рост расхода ГСМ в том числе), либо использованием атмосферного безнаддувного двигателя (что нереально, с учётом требований габаритной мощности), либо радикальным повышением сложности системы наддува (как у французов), либо использованием ГТД со свободной турбиной. Но это уже к вопросу, почему советское танкостроение упорно нянчилось с ГТД (который противопоставлялся не дизелям вообще, а дизелям плюс ГОП/ЭТ). Но сутью будет то, что В-46/84/92 - тоже не сахар и не радикально лучше, как то пытаются представить.
el_vitaliko
May. 16th, 2016 03:11 pm (UTC)
статья - как по мне, очередная попытка кинуть шапкой
eastdiary
May. 16th, 2016 08:24 pm (UTC)
Я бы немного поспорил - украинские танки имеют свойство оказываться не только в потерях и на свалках, но и отжатыми. В армии ДНР Т-64 тоже имеются в немалых количестве, а в ЛНР так навскидку по видео их даже подавляющее большинство. В Донецке в этом году Т-64БВ даже в параде участие принимали. Тот же Т-64, который "Привет от Беса" можно вспомнить. Я тоже больше симпатизирую Т-72, но всё таки оба танки советские и наши и лично я считаю что это очень печально что они используются во внутреннем конфликте(под внутренним я имею в виду даже не столько Украину, а даже шире - постсоветское пространство)...
Vitya Hruszenko
May. 19th, 2016 07:36 am (UTC)
"Подавляющее большинство" - а сколько? В армии ЛНР четыре танковых батальйона (160 танков), сколько из них Т-64?
eastdiary
May. 19th, 2016 11:55 am (UTC)
Я ориентируюсь на частоту появления танков различных моделей в фото- и видео-материалах, поэтому о точном количестве говорить я думаю будет опрометчиво. А откуда настолько точная цифра в четыре танковых батальона?
Vitya Hruszenko
May. 19th, 2016 12:32 pm (UTC)
Имеются две мотострелковые бригады (2,4) и один мотострелковый полк (6) - это три танковых батальона. Кроме того, 4-й отдельный танковый батальон.
eastdiary
May. 19th, 2016 01:03 pm (UTC)
Как по мне здесь слишком много допущений - если опубликованная структура соответствовала действительности, если он за прошедшее время не изменилась, если там батальоны полного состава, нет ли нештатно танков в каких-нибудь тероборонах. Но судя по увиденному Т-64 там больше, опять же "Булаты" именно у них.
eastdiary
May. 16th, 2016 08:24 pm (UTC)
И спасибо Вам, как всегда радуете интересными материалами.
( 15 comments — Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel