?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вассалы голого короля




Меня часто упрекают, что в статьях много предвзятости, личного отношения. К тому же к вопросам военной техники всё время приплетаю политику.

Но рассматривая любую тему никак не получается обойти острые углы, ибо тогда картинка не складывается. Не существуют боевые машины отдельно от армии, времени, общества и событий.

Эта запись задумывалась как просто ретроспективная, но, погрузившись в тонкости процесса, выяснилось, что подавать материал как обзор будет не совсем правильно – необходимы соответствующие пояснения и выводы.

Сидевшие на шее у СССР (вернее у РСФСР, как выяснилось в последние годы) «братские» страны социалистического лагеря при его распаде мгновенно решили сменить окраску и перебежали под крыло НАТО и Евросоюза. Но тут Бог им судья, все они превратились в полные ничтожества-лимитрофы. Больше всего обидно, правда, за ГДР – его жители до сих пор ещё остаются символом сопротивлению предательства клики Горбачёва, когда их фактически аннексировали. Без референдумов и прочих «демократических» плюшек. И то, чем стала нынешняя ФРГ в военном отношении (можно почитать в статье ) является прямым следствием скороспелого аншлюса.

В военном отношении у бывших «союзников» тоже не всё гладко, а даже наоборот. Рассмотрим это на судьбе ударного вертолёта Ми-24 в Болгарии.




Нужно сказать, что СССР обильно снабдил Восточную Европу этими летающими колесницами ада:

ГДР – 54 единицы (43 модификации «Д» и 11 «П»);
ЧССР – 70 единиц (38 «Д», 2 «ДУ» и 30 «В»);
ВНР – 42 единицы (30 «Д» и 12 «В»);
ПНР – 32 единицы (по 16 «Д» и «В»);
НРБ – 44 единицы (38 «Д» и 6 «В»);
СФРЮ – данных, к сожалению, не нашёл. Пишут, что два Ми-24В с 2006 года находятся в Сербии на хранении, но их происхождение туманно:




Особняком стоят мамалыжники – они окремо запилили себе ударно-транспортного универсала IAR 330 на базе французской «Пумы».




Новые хозяева не очень то рьяно взялись перевооружать вновь обретённых лакеев. Да и последние повели себя совершенно по-разному. Пшеки в потоке мутной русофобии вытянули из старой Европы все возможные плюшки, чехи со словаками разделились и стали малозаметными карликами без амбиций.

Венгры заняли оппортунистическую позицию, главной целью которой является воссоединение всех отторгнутых соседями исторических земель. Символом этому есть приспущенный флаг на здании парламента, который достигнет самого верха только после завершения процесса:




Однако было заявлено, что вокруг одни «дружественные» государства, «союзники», «партнёры» и сильная армия Венгрии абсолютно ни к чему:




Таким образом, на пике консолидации процесса военного строительства по теме Ми-24 неожиданно для самой себя оказалась совершенно разорившаяся в 90-2000-е годы Болгария.

Конечно, ничего путного из этого не вышло. Денег даже на поддержание существующей техники и подготовку личного состава уже не было, что уж говорить про модернизацию и обновление парка боевых машин.
Проклятый совок понастроил своим «союзникам» авиаремонтных заводов, которые и выручили в трудную минуту – началась распродажа техники, которую предварительно капитально ремонтировали:






Интересно, что Ми-24 этой страны с самого начала отличало оригинальное нанесение бортовых номеров на капоты двигателей, что делало их очень узнаваемыми. Они сохранили их на всю жизнь, кроме вертолётов б/н 138 (стал 145) и 139 (стал 146):






Для сведения – таблица найденных (фото) в сети Интернет по бортовым номерам – 35 из 44-х:




Согласно официальным данным, за границу в 2002-2012 годах было продано:

В США – 11 машин (известно про б/н 103, 106, 114, 118, 120, 122). Они разошлись по музеям, частным коллекциям и в качестве «учебных врагов»:

«Това е бивш борд 114 от ВВС на България!»:




Отправка:




Уже там:






В Кот Д'Ивуар – 2 борта (б/н 124 и 126). Фото проданных «Д» не нашлось, но в Африке выглядели примерно так:




В Мали – 6 вертолётов (известно про б/н 117, 119):








По этой несчастной стране прокатилась война, погубив и полученную технику:






Ещё 6 единиц (б/н 105, 107, 110, 115, 116 и 121) были проданы в 2004 году какой-то фирме «Юнион трейд сервис» внутри самой Болгарии:






В 2015 году ею был продемонстрирован демилитаризованный борт на свободную продажу:




Одна машина (б/н 130, фото не нашёл), была разбита в аварии в 1996 году.

Ещё пять вертолётов было установлено на постаменты:

Крумово (Пловдив):




София, Национальный музей военной истории:




Бывшая авиабаза «Стара Загора»:




Ещё один в софийском музее:




Учебное пособие в Долна Митрополия:




В списке на экспорт этот борт не фигурирует, но из него сделали натурный образец модернизации МИ-24 от южноафриканской фирмы «АТЕ» (б/н 123):




Таким образом, после всех перипетий в боевом составе оставалось всего 12 вертолётов (44-20-1-6-5):




















В конце концов, последние из них «живые» 6 единиц тоже сняли в 2011 году с вооружения и оставили на вечной стоянке:


















На фото приведены все машины, ибо неизвестна судьба некоторых из них. Фотосессия из Крумово от от апреля 2015 года засветила бортовые номера 133, 134, 135, 136, 137, 140, 141 и 144:




Что бы разобраться, почему это произошло, почему доставшаяся практически «на халяву» неплохая боевая техника просто растворилась в небытии, нужно отдавать отчёт, что все эти младоевропейцы по факту ничего ценного из себя не представляют. Они несколько десятилетий вели переговоры, что бы выработать общую линию по капитальному ремонту и модернизации Ми-24Д (коих у них было более полутора сотен), но ни к чему так и не пришли. Даже более-менее денежная Польша оказалась у разбитого корыта – для её ударных вертолётов банально отсутствуют противотанковые ракеты.

Короче говоря, вассалы не смогли ничего между собой решить, а сюзерены были слишком заняты собственными проблемами. Обратиться же к разработчикам и изготовителям техники гордость не позволила.

Это привело к тому, что не исчерпавшие ресурс, имевшие достаточный потенциал для модернизации боевые вертолёты оказались не у дел – под заборами, в музеях, в частных коллекциях или демилитаризованными акробатами на авиашоу.








С введением Российской Федерацией оружейного эмбарго против НАТО дальнейшая судьба Ми-24 у подпиндосников одна – в металлолом. Может оно и к лучшему – под боком у нас остались слабовооружённые враги, которые попусту надувают щёки.


Post Scriptum


Нужно уточнить - 18 ноября 2015 года был поднят в воздух МИ-24В б/н 142 после капитального ремонта:






Эпохальное событие для малозначительного государства.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
ymorno_ru
Apr. 30th, 2017 09:42 pm (UTC)
Меня такой обстрелял! )))

Служил в Одесском стройбате диспетчером, наша часть располагалась возле Школьного аэродрома. А мой командный пункт, был в центре на Шампанском переулке. Вставали мы рано. часов в 5 и чесали через аэродром на конечную троллейбуса. И вот, как-то в темноте идём мы с напарником и смотрим, справа "крокодил" на взлётку выруливает, да и вообще движняк полный вокруг. Прибавили шагу и тут сзади гул вертолёта и тра-та-та с фонтачниками между нами!!! Мы в рассыпную, вертолёт пронёсся и на второй круг. Быстрее нас бегают только гепарды! В конце поля. был противопожарный ров, мы в него и видим, что уже оцепление охраны нас начинает нас искать, а у товарища подол шинели в куски. Вообще, ели ноги унесли. Потом узнали, что проводились боевые учения , а тут два диверсанта бегали....
w_e_b_u_z
May. 1st, 2017 05:34 am (UTC)
Нихренасе у вас "учения" были гыгы ;-)
Павел Луста
May. 1st, 2017 09:47 am (UTC)
Ми-24
К вопросу об эмбарго НАТО. А как же поставки МИ-35 и Ми-171Ш ВВС Чехии?

Edited at 2017-05-01 09:47 am (UTC)
kloch4
May. 1st, 2017 10:34 am (UTC)
Re: Ми-24
Ми-35 поставлены в 2003-2006 годах.
Abbat Faria
May. 1st, 2017 03:08 pm (UTC)
Курица не птица - Болгария не заграница. Назад к волам. Селяне .
oselok
May. 8th, 2017 07:15 pm (UTC)
Я как то подустал этот слепой уряпатриотизм хавать. Режу правду матку. Поэтому у Дианы Михайловой забанен.

Надёжность и основательность советской техники достаточно высока. Слава советским сталеварам! Поэтому бывший Варшавский договор перейдя в НАТО до сих пор юзает и вертолёты Ми-8(Ми-17), Ми-24, самолёты МиГ-29 и Су-22, огромное количество бронетехники и ракетно-артеллирийского вооружения.
Те же болгары успешно торгуют боеприпасами к советскому оружию.

А объективность такова, что российские эффективные манагеры попилили на металлолом не меньше авиатехники, чем братушки, пусть и бывшие. Сколько пустили на лом вертушек, самолётов и прочего советского оружия в самой России никто не хочет вспоминать. Пилили с радостью Су-24, но почему то остановились и теперь оставшиеся успешно воюют в Сирии. Ресурсы авиатехнике продлены чуть ли до полувека.
Любят на других указывать пальцем, а у самих то дела ещё хуже.
Сколько кораблей просто тупо продали за бугор? На металлолом и просто за мизерные деньги.

Прежде чем стучать по клаве, посмотрите или поищите статистику отечественного развала.

Если конкретно по Ми-24, то под нож пошли сотни машин в России.

Edited at 2017-05-08 07:25 pm (UTC)
doktoraikasap
May. 9th, 2017 10:48 am (UTC)
Смысла сохранять старые машины с выбитым ресурсом не было, остовы этих машин до сих пор на задворках АРЗ и баз хранения стоят. Источник запчастей для летающих машин, иначе в 90-е и первой половине 2000-х было невозможно. На счет "братушек" согласен, 26 лет прошло, большой срок, странно что эти машины до сих пор в строю.
oselok
May. 9th, 2017 11:31 am (UTC)
Не крутите тазом, и не врите.
Я пишу про уничтоженные машины, а не те что остались на задворках.
И счёт уничтоженных идёт на сотни, при этом сейчас летают не более новые машины, а те что не успели уничтожить.
Количество проданных крупных боевых кораблей исчисляется десятками, а у нас плавают ржавые корыта и один дымящий авианосец.
Брехня, что нам это было не надо, уже не прокатывает.
Не надо было ЕБН в 90-х и ВВП в начале 2000-х? Каждому по заслугам, ну в смысле по мемориальному центру.
Не менее странно наличие металлолома в боевых порядках российской армии. Погоду в небе Сирии делают не "новейшие", ещё советской разработки, машины, а старые Су-24 и Су-25.
doktoraikasap
May. 9th, 2017 12:12 pm (UTC)
Прискакал ебанат, ну рассказывай мне как космические корабли бороздят просторы Большого театра. Странно почему МиГ-15 и Ил-28 не сохранили да? Тоже наверное надо в строю держать?
oselok
May. 9th, 2017 12:19 pm (UTC)
Это тебе странно говорить о советской эпохе.
СССР вместо Ил-28 и МиГ-15 понастроил кучу новой техники взамен, которую до сих пор юзают сердюковские соколы.
А вот государя не понять точно, усиленно пилить в начале нулевых ничего не имея нового взамен, это самоубийство. Лурдес и Камрань он закрыл, станцию "Мир" он утопил. Кто то надоумил недалёкого остановить процесс развала.
Российская авиация на 80% состоит из советских образцов и на 99,9% из советских разработок.
Государь ничего не создал нового взамен советскому.
( 10 comments — Leave a comment )
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel